С момента Крещения Руси врачевание всегда проходило под непосредственным покровительством Православной Церкви. Монастыри взяли на себя попечение и о психически больных, к которым относились и «лишённые разума».
В Самаре больница для душевнобольных была открыта в 1888 году. А уже в 1889 году епископ Самарский и Ставропольский Серафим (Протопопов) освятил место под строительство больничного храма. Деньги выделила Земская управа – около 40 тысяч рублей. Самарский купец 1-й гильдии Павел Журавлёв, которого позднее избрали старостой церкви, пожертвовал на строительство церкви 5 тысяч рублей. Храм строили быстро. Первым священником стал иерей Стефан Сухов.
Храм функционировал до 1929 года. Как водится, в богоборческие времена был переоборудован под общежитие. А после войны его снесли. В 60-е годы остатки церкви сровняли с землёй.
Коммунистический переворот 1917 года разрушил в Самаре все формы общественной и духовной помощи психически больным. Созданная в последующие годы психиатрическая служба полностью исключила влияние Православной Церкви на помощь душевнобольным. И только в конце XX века порог самарской психиатрической больницы перешагнул священник, а на территории лечебного заведения появился православный храм.
Отец Иоанн
Протоиерей Иоанн Болгов родился в 1970 году. Окончил Нижегородский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-судомеханик». Много лет работал государственным инспектором по водному транспорту. И вот уже 14 лет является настоятелем храма в честь Святых Царственных мучеников в православной гимназии № 54 «Воскресение».
Однажды сотрудники областной психиатрической больницы – прихожане школьного храма, пригласили отца Иоанна на встречу с врачами и пациентами. На этой встрече батюшка сказал такие слова: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной повреждённости человеческой природы. Но психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Наша Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи».
В завязавшейся дискуссии отец Иоанн несколько раз повторил: «Задача врача – уповая на помощь Божию, лечить душевные расстройства методами современной медицины». Против этого никто ему не возразил.
Главный врач больницы Михаил Соломонович Шейфер рассудил, что объе-динение «православных духовных и практических медицинских начал» должно дать результат в реабилитации людей с психическими отклонениями. После этого он предложил священнику Иоанну Болгову духовно окормлять больницу.
Местом работы священника стало отделение реабилитации и детское отделение, поскольку батюшка по второму образованию – педагог. В 2011 году по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия на территории психиатрической больницы началось восстановление храма.
Церковь Архангела Михаила
…Морозное утро 21 ноября 2016 года. Алый рассвет встаёт над городом. В самарском храме во имя Архангела Михаила областной психиатрической больницы престольный праздник. Заканчивается чтение акафиста: «Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от мене духа лукавого, искушающего и томящего мя».
Несколько минут тишины. Но вот звучит голос настоятеля протоиерея Иоанна Болгова:
– Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
– Аминь! – произносят певчие, в числе которых матушка Галина и обе дочери настоятеля: Екатерина и отроковица Анна.
В храме нет диакона и псаломщика. Батюшке помогают учащиеся 54-й православной гимназии Павел Папчихин и Ваня Моргун, а также пациент больницы Валерий Садивакин. Светлые отроки-алтарники, словно сошедшие с иконостаса ангелы, служат уверенно. Алтарник Валерий старше годами – он выходил со свечой, подавал батюшке кадило. Перед службой мне с достоинством сказал: «В нашем храме служу уже четыре года. Батюшка мне доверяет».
Чинно, неспешно идёт литургия. Среди молящихся Любовь Михайловна Морозова, генеральный директор фирмы «Русь-1». На средства этой невысокой женщины и был построен Божий дом.
Строители определили место бывшего престола, и сруб в точности совпал с прежним старым фундаментом, на котором стоял храм. На Михайлов день 2012 года в храме состоялось первое бого-
служение.
Здесь Христос
Спрашиваю у отца Иоанна, как больные относятся к молебнам?
– Очень положительно. В отделении обычно сразу возникает мирная, спокойная атмосфера. Стихают острые больные. Некоторые начинают молиться. У страдающих слабоумием проясняется взгляд. Многие больные с радостью причащаются Святых Христовых Тайн. Причастников бывает до 60-80 человек. Это меня очень радует. Ведь без причастия невозможно радикально, по-настоящему лечить душу.
Перемены в поведении больных сразу заметили врачи. Стали просить чаще служить молебны и причащать. Один врач сказал замечательные слова: «Психотерапия – это не лечение души, это лечение душой». Действительно, чтобы помочь человеку, надо часть своей души пожертвовать ближнему. А где же нам получить силы для этой жертвы? Только здесь, в храме!
Я уже восемь лет здесь тружусь. И заметил: если человек подходит с душой к страждущим людям, он сам исправляется, сам укрепляется духом. Рядом с людским страданием православному человеку спасаться легче. Здесь я увидел очень много замечательных настоящих врачей – подвижников. Таких людей действительно можно назвать «руками Божиими», через них Бог исцеляет душевнобольных.
Труд врачей очень нелёгок. Здесь в ходу поговорка «У Бога есть особый рай – для врачей». Но ведь в учебниках по психиатрии и в медицинских вузах о духовности почти ничего не говорится.
Духовных требований к врачам-психиатрам тоже нет. А ведь согласно опубликованным данным среди психиатров в несколько раз чаще, чем среди врачей иных специальностей, встречаются депрессивные состояния. Верующий врач-психиатр – это скорее исключение из правил, его вера – это плод большого практического опыта, честности и любви к больному. В нашей самарской психиатрической больнице это исключение становится правилом: число уверовавших в Господа Иисуса Христа врачей год от года становится больше. Если в лечебницах будет больше верующих врачей и медсестёр, то и лекарства будут действовать более эффективно. Известно изречение, что болезни попускаются Богом – для спасения человека. С особенной силой это понимаешь в психиатрической больнице. Ведь неизвестно, как бы сложилась жизнь у многих из этих душевнобольных людей в миру, где они испытывали человеческую злобу, коварство, зависть, неприятие ближних и родственников. А здесь нет зла, здесь – уважение, любовь. Здесь больные встречаются со Христом.
Владимир, Константин
и Пётр Алексеевич
– Владимиру 48 лет, – рассказывает отец Иоанн. – Вся его жизнь – это тюрьма, колония и психиатрическая больница. И вот Бог коснулся его сердца. Он был первым, кто крестился в нашем храме. После этого стал алтарником. Владимир прошёл длительную реабилитацию. По суду доказал свою дееспособность. И был выписан из больницы. К сожалению, уже долгое время не имею о нём никаких известий…
А вот история жизни другого больного – Константина. Рос в достатке, родители сына баловали, исполняли все его желания. Но когда Константин повзрослел, серьёзные жизненные вопросы ему пришлось решать самому. А с этим он не справился. В результате стал грешить, случился надрыв, и молодой мужчина заболел шизофренией. Так он оказался в психиатрической больнице.
Константин стал регулярно бывать на службах, исповедовался, причащался Святых Тайн. Прошло время, и он выздоровел. Как же велика была радость родителей! Мать с удивлением говорила: «Сын теперь слушается нас, родителей!» Но я бы добавил, что Константин пришёл к вере, он слушается Бога, помнит заповеди, в том числе и заповедь «Чти отца твоего и матерь твою…». Сейчас он живёт в другом городе, но приезжает в Самару, приходит в наш храм. За него я спокоен.
Полна драматизма история сельского жителя Петра Алексеевича Н. Его сын после окончания военного училища прибыл в воинскую часть, начал службу. А потом случилось несчастье – молодой офицер погиб при исполнении служебных обязанностей. Отец от горя едва не тронулся рассудком. Его привезли в психиатрическую больницу, где он два года сидел, уставившись в одну точку. Пришёл в себя в храме. Начал помогать отцу Иоанну. Постепенно пришёл «в норму». С тех пор батюшку не забывает – на церковные праздники передаёт гостинцы, иногда сам приезжает.
Протоиерей Иоанн Болгов считает, что страдания больных нужно облегчать не только лекарствами, но и молитвой о здравии этих людей.
– Врач-психиатр лечит больного в периоды острых психозов, помогает сделать приступы болезни более редкими, – говорит отец Иоанн. – Периоды между обострениями – это время работы священника. Болящий пытается осмыслить своё место в жизни. И когда он слышит слово священника о том, что его болезнь не только наказание за что-то, а спасительный крест, который он должен нести, больной принимает эти слова. А если принимает, есть шанс сделать следующий шаг – к осознанию совершённых грехов, к покаянию. Чем больше больной доверяет Богу, тем больше помощь Божия. Покаяние всегда хорошо положить в основу лечения, как и в основу любого дела.
Радости отца Иоанна
Спрашиваю у отца Иоанна, какие у него, больничного священника, радости?
– Радуюсь больше всего, если выздоровевшие пациенты не возвращаются в больницу...
Но многие из выздоровевших всё равно приходят к отцу Иоанну – теперь уже в православную гимназию № 54, становятся прихожанами храма Царственных мучеников.
– Также с радостью вспоминаю день, когда к нам из Москвы приехала Ирина Гурина – внучка последнего настоятеля больничного храма отца Евгения Гурина. Она привезла нам икону «Всех святых», которая с тех пор находится в больничной церкви.
Подготовил
Олег Иванович Бедула