Пётр Давыдов - «Ехало-болело» и другие способы борьбы с унынием

Священник Сергий Олисов служит в Гдовском благочинии Псковской епархии. Зная жизнь «глубинки» изнутри и всерьёз, батюшка, его семья и друзья постоянно находят поводы для радости и благодарности Христу. «Унывать? – удивляются они. – С какой такой стати?»

 

Родные

«Однажды отца Николая (Гурьянова) спросили: “Когда воскреснет Россия?” Батюшка с улыбкой ответил: “А Россия и не умирала”. Я часто вспоминаю эти его слова», – матушка Ольга пересаживает на другое колено младшего, тот с восторгом продолжает поедать свою гречку. Ничего другого, кроме гречки и мяса индейки, ему есть нельзя: категорический запрет врачей. И это сейчас, в три с небольшим года. Остальные шестеро могут есть всё что угодно. Но за брата переживают. Наплевать, что приёмные: мы – родные.

«Россия и не умирала»… Чтобы разделить уверенность отца Николая, нужно, наверное, обладать его радостным смирением. Или попытаться оторвать взгляд от внушающих уныние новостей, не только мирских, и посмотреть на жизнь христиан, которые оправдывают ею своё название и призвание. В течение пары дней у меня это получалось (я не про смирение) – во все глаза я смотрел и убеждался: несмотря на попытки ввергнуть тебя в уныние, ты можешь и даже обязан противостоять ему. 
– Иначе – каюк! – сообщает отец Сергий, настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери в Гдове, отец семерых детей. – Каюк, понимаешь? Помирать – не лапти ковырять: лёг под образа, выпучил глаза и – ку-ку. Оно тебе надо?

Шаляпин в Гдове

С юмором у священника всё в порядке: бывший рокер, он и не такое сообщить способен, подняв настроение не только детям, но и гостям, которые, похоже, в их доме не переводятся. В этот раз (после концерта в местном ДК) собрались участники вокального ансамбля имени Ф.И. Шаляпина, артисты Мариинского театра, и отец Сергий счёл необходимым поблагодарить уставших музыкантов. Да, вот так: с Мариинским театром я познакомился не в Питере, а в гдовском доме культуры. Который, правда, чуть не развалился от оваций, устроенных слушателями, – пели старые добрые народные песни, колядки и рож-дественские гимны. Так пели, что… Ну да – ансамбль имени Шаляпина. 

История как учитель
Православия

Гдов – городок пустеющий: 3200 жителей. Молодёжь поголовно, и не безосновательно, уезжает – кто во Псков, но лучше в Питер или куда ещё. Причина понятна: нет работы. Недавно был «оптимизирован» спортивный зал. Про предприятия, кормившие раньше весь город и окрестности, лучше и не говорить. 

Уныние? Кому как. Священник считает, что на него времени нет: «Вот смотри: в Гдове есть крепость. То есть была. А кто, спрашивается, мешает попытаться её восстановить? Понимаешь, если мы окунаемся в историю, то начинаем узнавать и, следовательно, уважать себя. Я молчу про всякие Ливонские войны: даст Бог – и об этом расскажем. Но давайте хотя бы вспомним историю не такую давнюю: тут, под Гдовом, в селе Кярово, жил генерал П.П. Коновницын, который, оказывается, был правой рукой Кутузова, военным министром России и воспитателем царя. Своей верой может служить примером для нас, грешных. «Изо всего лучшее – служить моему любезному Отечеству, я за него охотно жизнию пожертвую. Детям худого имени не оставлю, аще Бог поможет», – это слова Петра Петровича, героя Отечественной войны 1812 года. Мы мало знаем о нём, к сожалению, на фоне других героев той войны Коновницын не особенно заметен. Но незаметен как раз в силу своей скромности: он не кричал о себе, не любил прислуживаться. Он просто делал своё дело – служил Богу и людям. Хороший пример, правда?»

Отец Сергий со свойственной ему неуёмной энергией взялся за восстановление и обустройство крепости Гдова. Ну почему нельзя в приходском доме сделать музей? А начнём с выставки солдат времён Отечественной войны – знакомый священник увлекается той славной эпохой и собирает полки и дивизии солдат русской и французской армий. Можно ведь показать, например, битву под Малоярославцем или переправу на Березине? А тут женский пол прихода протест выразил: вот, мол, вы, мужики, всё про свои битвы-дивизии, а на наши куклы в народных костюмах внимание обратить слабо? Вот так получается и вторая историческая выставка.

А историю, убеждён священник, узнавать надо, она очень хороший учитель Православия: «Русские стали народом именно под влиянием христианства. Все наши культурные шедевры, литература, великие подвиги, и не только военные, сам образ мыслей – все они имеют своим источником Православие. И наоборот: как только мы забываем о Христе, предаём Его, тут и начинаются у нас всякие революции, смуты, войны, перестройки… Знать нужно историю. Хороший учитель. Правда, ученики мы так себе».

«Изменники Родины» и их юмор

Недавно у гдовского храма был установлен небольшой бюст императору Александру II Освободителю. По сравнению с гигантской статуей т. Ленина у администрации – карликовый. Но обвинений организаторы установки выслушали много. «Причём обвинения-то глупые, если вдуматься, – смеется священник. – Мол, мы чуть ли не изменники Родины. Получается, призывать людей вспомнить историю Отечества чуть подальше, чем 1917-й – это уже ай-ай-ай. А уж заикаться о достижениях, к которым пришла Россия под управлением императора Александра, как и при всех прочих Романовых и Рюриковичах, – верх неблагонадёжности. Ох, если бы нас упрекали какие-нибудь атеисты-коммунисты! Так ведь нет: получаешь совершенно нелепые обвинения от тех, кто заражён, знаешь, таким советским депрессивно-апатичным отношением ко всему происходящему. Но мы не в обиде: такое отношение, мне кажется, сформировано отсутствием любви, внимания к человеку, которые каждый из нас, хочет он того или нет, но ищет. Грубость, апатия – это поиск, даже требование любви от окружающих, а никакая не знаменитая северная суровость. Но, слава Богу, далеко не все у нас унывают. Кстати, знаешь, кто помогал устанавливать бюст императору-освободителю? Правоверный атеист, правоверный иудей и православный священник, то есть я, грешный, с друзьями. Только они сейчас, по-моему, сильно призадумались насчёт Православия. А ты говоришь – “уныние”. Да нет на него времени просто – дел столько, что на печаль-отчаяние мне ехало-болело!»

Способные потомки

Гдовский «Державный» храм – первый в России, освящённый именно в честь этой иконы Божией Матери. Он построен в 1993 году на месте Свято-Димитриевского собора, взорванного в 1944 году. Нынешняя церковь ничуть не выглядит «новоделом с побрякушками». Секрет прост: первый храм, который был построен на Псковщине после 1917 года, сооружали при помощи технологий средневековых псковских мастеров. Следовательно, можно надеяться, что их потомки всё-таки способны учиться у истории, и учиться прекрасно.

Одна из особенностей храмов Гдовского благочиния: здесь нет указаний «суммы ориентировочного пожертвования» – очень приятное и доброе чувство. «Человек хочет именно жертвовать, а не платить, – рассуждает отец Сергий. – Кто-то переживал, что храмы и так небогатые, обнищают окончательно, но мы убедились на собственном опыте: человек, видя себя именно братом, никогда не останется равнодушным к Церкви и её нуждам. Помощь будет всегда. Да, вот такое маленькое чудо. Но оно совершенно естественно, мне кажется». Докручивает болт, проверяет, плотно ли поставлен кран в приходском доме, вытирает тряпкой руки: «Поехали в Кярово».
Поспеть за священником, мчащимся со скоростью метеорита, довольно сложно, но я приноровился: отдышаться можно и в машине. Километрах в десяти от Гдова есть село Кярово, где, собственно, и живёт семья отца Сергия, ежедневно принимая гостей. 

Женька и футбол 

Тут вообще отдельная история. Община местной Покровской церкви почти целиком состоит именно из тех, кто приехал в Кярово «на ПМЖ» из городов, по большей части питерцев. Строят дома. Возделывают землю. Заводят скотину. Проводят службы. Построили гостиницу. На второй день, как и в любом селе, о тебе известно то, что ты и сам о себе не подозревал. На третий день ты уже свой. Как сообщил матушке Ольге один из сыновей, шустрый Женька, с которым мы «закорешились»: «А где мой знакомый друг – мы с ним в футбол ещё не играли?».

И народ, судя по новеньким домам, поддерживает программу гдовского священника по возрождению русской деревни. Что называется, голосует ногами. Очень напоминает примеры общин из ставших родными тверского Юханово (отец Алексий Новиков) и ярославского Брейтово (отец Анатолий Денисов). Вот и ходи – вздыхай и думай, куда бы перебраться. Везде хорошо, если присмотреться. «А уж если помолиться – вообще здорово! – добавляет отец Сергий. – Поехали давай».

Целебная горечь

Мчимся обратно в Гдов, к приходскому дому. «Как считаешь, быстро ли можно устроить здесь социальную службу? – спрашивает не то меня, не то себя священник. – Я думаю, если Бог поможет, справимся за пару месяцев. Людям сейчас тяжело. У многих и одежды нет нормальной. Мы что – нелюди какие? Я думаю так: если Богу угодно, мы быстро справимся. Пусть приходят сюда, одежду разбирают, чай попьют с печенюшками, доброе слово друг другу скажем – вот день и не зря прошёл, правда?» Правда, – думаю, – ой как правда.

…Не может быть такого, чтобы доброе дело не сопровождалось чем-нибудь поганеньким, мерзким. Наветы, слухи, откровенная клевета – многим, наверное, знакомо. Меня это в очередной раз удручает. Но вот отца Сергия – нет, он не сдаётся: «Да мы на себе сколько раз проверяли: Христос тортами не лечит. Полынь – полезная трава, целебная. А торты… От них, вишь, диатез бывает и чешешься всяко. А переешь, так и до диабета недалеко. О, кстати, торт будешь? Гости привезли. Давай чаю попьём!» Смеёмся и поедаем торт. Матушка Ольга и шестеро детей (седьмому ничего нельзя, кроме гречки и индейки) радостно присоединяются.

Прав отец Николай Гурьянов, похоже. Россия и не умирала. Живёт себе тихо. Торты даже ест. Иногда и с полынью. Оно, говорят, полезно.

Пётр Михайлович Давыдов