.
..Русская Мадонна – мать с ребёнком – вот истинный символ возрождающейся России! Этот почти иконописный образ я увидел, зайдя в сельскую церковь – подворье местного мужского монастыря.
Локомотив русской жизни
Что, собственно, в моём понимании является символом возрождающейся России? До некоторого момента я мыслил, как казалось, истинно патриотически – возрождение Родины, конечно, произойдёт, когда во главе её станет православный царь! При этом я прекрасно понимал, что мечта эта при жизни практически неосуществима. Но вот однажды понял, что даже Помазанник Божий, самым чудесным образом явленный народу, не гарантирует сам по себе возрождения Отечества.
Русская Мадонна – мать с ребёнком – вот истинный символ возрождающейся России! Этот почти иконописный образ я увидел, зайдя в сельскую церковь – подворье местного мужского монастыря. Мадонн с младенцами тут оказалось сразу две. Причём одна из них коренная москвичка, перебравшаяся на постоянное место жительства в это старинное село. Апогеем литургии стал вынос чаши, к которой подошли обе мадонны со своими сокровищами, их мужья и выстроившиеся за ними весёлой цепочкой ребята.
Ода капитализму
К сожалению, мои друзья, которые пригласили меня в гости, не склонны были разделять мою радость. Тут же напомнили мне, что в местной средней школе, не в пример прошлым годам, всего около сотни учеников. Или что в селе нет серьёзной работы, поэтому, мол, молодёжь и не задерживается здесь. Как тут будешь с ними, живущими, конечно же, не от литургии до литургии, а суровыми буднями сельских жителей, знающими цену каждому рублю, спорить?
Но разве имели бы мои знакомые возможность купить аж три автомобиля, которые с большим трудом разместились нынче в их дворе? А построенный пару лет назад фактически на ровном месте просторный новый дом со всеми удобствами, за коммунальные услуги которого они платят гроши в сравнении с нами, горожанами! В советские времена на этом месте стояла глинобитная хибарка умершей бабушки.
Но моих знакомых раздражают такие сравнения. Сложилось ощущение, что им нравится сам процесс – ругать власть. Впрочем, разве ругать власть – типично местное явление? Не этим ли занимается добрая половина страны?
Утерянные смыслы
Так устроен гражданин, воспитанный в духе идей позднего советского гуманизма, когда в программе КПСС было провозглашено: «Всё во имя человека, всё для блага человека!» Добавим, что для блага человека, воспитанного в духе атеизма, страстного и грешного, не желающего ограничивать себя, свои страсти и желания ничем, кроме страха наказания!
Всё, что нельзя было купить в магазине, попадало в разряд дефицита, доставалось по блату, через сеть знакомств и превращалось в фетиш – показатель благосостояния. Эта психология, слегка трансформировавшись, благополучно перекочевала из социализма в капитализм. Сегодня достаточно скромные запросы бывших советских граждан раздулись до планетарных масштабов.
Если на рубеже 70–80-х годов для повышения своей роли в глазах знакомых достаточно было американских джинсов, адидасовских кроссовок и сигарет «Мальборо», то сегодня этот список будет пугающе неохватен. И в нём есть место всему, пожалуй, кроме… детей, которыми вроде бы ещё совсем недавно принято было гордиться.
Завещание венценосца
А между тем корень нашего противостояния в вопросе символа возрождения России – в разности атеистического (советского) и православного (русского) подходов. Советское – это вечная, нескончаемая и рефлексирующая ностальгия по юности пионерских времён, не знавших особых проблем, но сведших, однако, СССР в могилу.
Не сильно отличается от советского взгляда на жизнь и ныне активно насаждаемый либеральный. Только он всегда косит одним глазом на Запад, где якобы расположен настоящий земной рай.
А противопоставляемый атеистическому (советскому и либеральному) – православный, русский взгляд – устремлён непременно в будущее. Не замутнённое ностальгией или ожиданием вечного праздника, но сливающееся с вечностью, имя которой – Бог. И ответы на многие вопросы, главные из которых: «Ради чего?» и «Как надо жить?». Это готовность потрудиться на будущее, которое видится без советских стигматов в виде колхозов, обкомов или безбожной пионерии, но и без нынешних буржуазно-либеральных догм и шор, ограничивающих будущее нескончаемым потреблением, гедонизмом и самоудовлетворением до гробовой доски.
Русское будущее принадлежит народу, повернувшемуся лицом к Богу, и наполнено оно должно быть не «мудрыми» указаниями по очередному этапу строительства светлого будущего, а вполне чётким библейско-евангельским смыслом: «плодиться и размножаться» здесь и сейчас. Чтобы под омофором Богородицы – Мадонны не просто заселять землю, но наследовать Небесный Иерусалим.
Не в меркантильном и псевдодуховном, а в одухотворённой реализации Божьего замысла – выход и возрождение России. И первым пунктом этой программы должно стать решение демографической проблемы через возрождение семейных традиционных ценностей.
Вот тогда и придёт время монархии. Ведь недаром умиравший Александр III, завещая сыну страну, говорил: «Береги семью – она опора государства».
Роман Алексеевич Илющенко