Николай Резниченко - Между Церковью и наукой

Николай Тимофеевич Резниченко 33 года занимался научной деятельностью в Московском университете. Стал кандидатом физико-математических наук, имеет около 50 научных работ и изобретений, некоторые из них отмечены национальной научной премией имени Николая Жуковского. 

В настоящее время отец Николай Резниченко – штатный священник Спасского женского монастыря села Костомарово.

Вырос Николай в православной семье. Именно вера, по его словам, укрепляла их во время войны.

– Моей первой игрушкой было распятие, оно в моей келье так и хранится до сих пор. От веры я никогда не отходил. Мой отец в своё время окончил школу с Евангелием, много мне рассказывал о жизни Христа, – припоминает священник. – В Лыково был храм Петра и Павла. Мои деды и прадеды в нём работали певчими. Отец мечтал, чтобы я в будущем был священником…

Оканчивал школу юноша в своём родном селе Сагуны. С его слов, все выпускники 60-х старались поступать только в высшие учебные заведения. А в 1961 году парень сделал свой выбор в пользу Макеевского металлургического техникума, получив специальность «Прокатное производство». Во время учёбы работал каменщиком-огнеупорщиком в цехе по ремонту металлургических печей и подручным вальцовщика на листопрокатном стане металлургического завода. Ремонтировал мартеновские и доменные печи. В Новокузнецке Кемеровской области работал на металлургическом комбинате.

Три года Николай Резниченко служил матросом-радио-механиком на Тихоокеанском флоте. Занимался спортом, являлся инструктором подводного спорта. Даже выигрывал чемпионаты флота.

Желание учиться не покидало Николая даже во время службы в армии. По его просьбе руководство флота отпустило Николая в столицу, чтобы он поступил в Московское высшее техническое училище имени Николая Баумана по специальности «Динамика полёта и управления движением летательных аппаратов». В это время ему было 24 года.

– После окончания Бауманки я стал руководителем студенческого конструкторского бюро при машиностроительном факультете. Мы разработали и внедрили новую форму учебного процесса студентов в летнее время, за что нам и присудили премию Ленинского комсомола в 1972 году, – вспоминает отец Николай. – До 1974 года был командиром созданных нами летних творческих студенческих отрядов. 

Тридцать три последующих года Николай Тимофеевич занимал различные технические и научные должности в научно-исследовательском институте механики МГУ имени М.В. Ломоносова, где стал кандидатом физико-математических наук. Результаты его научных работ использовались при проектировании современных специальных изделий для Военно-морского флота и в разработке Уренгойского нефтегазового месторождения.

– Я получил образование в Московском высшем техническом училище имени Николая Баумана. Можно было двигаться дальше, но мои знания немного расходились с требованиями нового времени в стенах столичного университета. Моё образование было другим, специфика другая, – поясняет рассказчик. – Докторская диссертация в будущем была бы у меня с большой «натяжкой», поэтому я не стал ею заниматься.

В 34 года научный деятель стал певчим в правых хорах московских храмов, при этом тщательно скрывая своё высшее образование и учёную степень. Говорить об этом в 70-х было нельзя: людям, которые работали в высших учебных заведениях, работать в Церкви не разрешали.

С этого времени Николай Тимофеевич трудился в разных московских храмах. Получил вокальное образование. Пел сначала в студенческом хоре МГУ. На Всесоюзном фестивале художественного творчества народов СССР получил звание лауреата.

Параллельно с научной деятельностью Николай Тимофеевич активно занимался общественной работой в столице – создал общественную группу «Дом», с которой вошёл в Русский Народный Собор. На базе этой группы впоследствии появилась православная община Татианинского храма МГУ.

– В 2007 году предложили рукоположиться, мне в ту пору уже было 65 лет. Это был единственный шанс, и я отважился на него.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II Николая Резниченко рукоположили и отправили служить на подгоренскую землю, а точнее в слободу Сагуны, где уже была создана небольшая община. Жилья в селе для священника не было, и по благословению архиерея Воронежской епархии его перевели в Спасский женский монастырь села Костомарово, где он живёт уже 12 лет.

– В МГУ я был старшим научным сотрудником, занимался перспективной научной тематикой, поэтому мой выбор не все поняли, один только сын меня поддержал, – сетует отец Николай. – В столице у жены было своё дело – она музыкант, окончила Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано.

Дочь отца Николая живёт сейчас в Греции, а сын в Москве. Истинной отдушиной в этом закрытом от цивилизации мире, по словам священника, для него является литературное творчество. Сейчас отец Николай Резниченко пишет очередную книгу из серии «Печь огненная». Всего в свет вышли восемь книг отца Николая, некоторые его рассказы переведены на китайский язык. 

– Сейчас продолжаю писать книги, моё сознание всегда занято, мне хорошо здесь, – признаётся отец Николай. – И я как-то безболезненно для себя отпустил прошлую жизнь…

Маргарита Викторовна ДЕМИДОВА
Фото автора