Президент Украины Пётр Порошенко во время поездки в Винницу подверг сомнению каноничность Русской Православной Церкви, призвав РПЦ показать свой Томос. Некоторые комментаторы со стороны РПЦ на это ответили, что Русская Православная Церковь, равно как и Константинопольский Патриархат, не имеет Томоса, поскольку была основана решением церковного собора. Однако это не совсем так.
Грамота Константинопольского Собора об основании Московского Патриархата.
Рукопись на одном листе. Пергамен. Греческий язык. Вислая свинцовая печать на зелёном шёлковом шнуре Константинопольского Патриарха Иеремии II.
Дата подписания: май 1590 года.
Материал: пергамен, 1 лист. Чернила чёрные
(I писец) и коричневые (II писец).
Кто подписал: сто шесть подписей: трёх Патриархов (Константинопольского Иеремии, Антиохийского Иоакима и Иерусалимского Софрония), сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов.
Писец большей части грамоты – дикеофилак Вселенской Церкви Георгий (его подпись четвёртая сверху в правом крайнем столбце).
Где хранится: Российский государственный архив древних актов. Ф. 52. Оп. 2. № 5. Л. 1
В Российском государственном архиве древних актов хранится Грамота Константинопольского Собора 1590 года об основании Московского Патриархата, подписанная тремя Патриархами (Константинопольским Иеремией, Антиохийским Иоакимом и Иерусалимским Софронием), сорока двумя митрополитами, девятнадцатью архиепископами и двадцатью епископами).
Немного истории. Переговоры об учреждении в России самостоятельной патриаршей кафедры начались летом 1588 года. Прибывший в Москву Константинопольский Патриарх Иеремия был торжественно принят в Кремле, но сам процесс учреждения Патриархата занял около полугода.
23 января 1589 года в Успенском соборе Кремля, в Похвальском приделе – традиционном месте избрания кандидатов в митрополиты, в присутствии Константинопольского Патриарха и членов Освященного Собора было совершено избрание кандидатов на Патриаршество, каковыми оказались – митрополит Московский и всея Руси Иов; архиепископ Новгородский Александр и архиепископ Ростовский Варлаам. Выбрать из них Патриарха надлежало государю. Поэтому выбранные кандидаты прибыли во дворец, где Константинопольский Патриарх Иеремия II представил их царю. Здесь же, в царских палатах, было совершено наречение митрополита Иова в Патриархи. Государь сказал митрополиту Иову речь, в которой объявил ему об его избрании и просил его молитв, после чего Патриарх Иеремия благословил Иова и лично возвёл его в сан «Патриарха Московского и вся Русии».
Спустя три дня, 26 января 1589 года, Константинопольский Патриарх Иеремия II с сонмом епископов и при огромном стечении народа во главе с царём Феодором Иоанновичем совершил в Успенском соборе Кремля интронизацию первого русского Патриарха, для чего предварительно составлены были подробный чин и устав. На другой день, 27 января, состоялась встреча двух Патриархов – Московского и Константинопольского, на которой были сказаны примечательные слова. Когда Патриарх Иеремия захотел взять благословение у новопоставленного Московского Патриарха, Иов сказал ему: «Ты мне великий господин, и старейшина, и отец; от тебя принял я благословение и поставление на патриаршество, и ныне тебе же подобает нас благословить». На что Иеремия отвечал: «Во всей подсолнечной один благочестивый Царь, а впредь что Бог изволит; здесь подобает быть Вселенскому Патриарху, а в старом Цареграде за наше согрешение вера христианская изгоняется от неверных турок». И затем оба Патриарха благословили друг друга и облобызались.
Решение об учреждении Московского Патриархата подтвердили в мае 1590 г. на церковном Соборе в Константинополе (и позже – на Соборе 1593 года) главы и других Поместных Церквей. Соборную грамоту весной следующего года доставил в Москву Тырновский митрополит Дионисий. Решениями Соборов было установлено, что патриаршие права в России закрепляются за Патриархом Иовом и за всеми его преемниками «на вся веки».
С самого начала христианизации русских земель в IX–X вв. их церковная иерархия входила в структуры Константинопольского Патриархата. Главой Русской Церкви был митрополит Киевский, кандидатуру которого утверждал Патриарх Константинопольский.
До XIV в. митрополичью кафедру, за редкими исключениями, занимали греческие священнослужители.
Внутренние усобицы и монгольские нашествия привели во 2-й половине XIII в. к упадку Киева. В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию в Северо-Восточную Русь, во Владимир, хотя и сохранил титул Киевского митрополита. Начиная с преемника Максима, митрополита Петра, предстоятели Русской Церкви жили преимущественно в Москве, которая постепенно стала центром собирания русских земель.
Вхождение южнорусских земель в состав Великого княжества Литовского и Польши, а также переезд Киевских митрополитов на северо-восток привели к серии внутренних церковно-административных конфликтов. В середине XV в. сформировалась Западнорусская митрополия, глава которой носил титул митрополита Киевского и Галицкого. Жившие в Москве первоиерархи стали носить титул «митрополитов всея Руси». С 1448 г. они избирались собором русских епископов, без утверждения в Константинополе. Тем самым Русская Церковь получила фактическую независимость (автокефалию), хотя пока и не закреплённую юридически, что и произошло в 1590 году на Константинопольском Соборе.
Подготовил
Андрей Викторович САМАРЦЕВ