Павел Котов - Где самое слабое звено

Архив: 

Религиозный раскол на Украине разделил на две части Грузинскую Православную Церковь – некоторые её архиереи не хотят иметь ничего общего с новой структурой, другая половина не возражает против её признания. Склонить чашу весов в сторону последних призван визит посланцев Константинополя в Тбилиси.

Так называемая Православная церковь Украины (ПЦУ) до сих пор не признана ни одной из автокефальных юрисдикций. Ранее раскольники заявляли, что этому препятствует отсутствие юридического оформления новой организации, однако спустя месяц после получения Томоса дело так и не сдвинулось с мёртвой точки.

Ещё до проведения «объединительного собора» сторонники будущей «церкви» принялись вбрасывать в информационное пространство слухи о поддержке своих планов со стороны других православных Церквей. Якобы свои контакты с раскольниками были вынуждены опровергать даже в Ватикане.

Очередную дезинформацию пришлось развеивать Старозагорскому митрополиту Киприану, который возглавляет созданную Болгарской Православной Церковью комиссию по церковному вопросу на Украине. По его словам, никакого решения пока не принято, иерархи продолжают изучать документы и вырабатывать свою позицию.

Также со своим мнением по поводу религиозной ситуации на Украине определилась Православная Церковь в Америке. Её Синод постановил, что продолжит считать единственным легитимным киевским митрополитом предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ) Онуфрия. Таким образом, уже две Поместные Церкви однозначно высказались против ПЦУ. Ранее это сделал Московский Патриархат, чьей самоуправляемой частью является УПЦ.

Представители других автокефальных Церквей также неоднократно выражали свою обеспокоенность действиями Константинополя, который, как они считают, провоцирует разделение и раскол. «Нет» украинским раскольникам готовы сказать Антиохийская, Иерусалимская, Чешская, Сербская и ещё несколько Церквей, что может создать большие неудобства для Константинопольского Патриарха Варфоломея, который поставил на карту свою репутацию и авторитет.

В этих неблагоприятных для себя условиях Фанар ищет слабое место в ряду Православных Церквей, чтобы хоть как-то узаконить свои шаги на Украине в глазах мирового сообщества. «Первой ласточкой» в признании ПЦУ, по замыслу Константинополя, может стать Грузинская Православная Церковь (ГПЦ).

С этой целью в конце января – начале февраля столицу Грузии Тбилиси посещал доверенный и сверхнадёжный представитель Варфоломея – митрополит Галльский Эммануил, который председательствовал на так называемом объединительном соборе в Киеве. По мнению экспертов, перед Эммануилом стояла задача повлиять на Католикоса-Патриарха Илию II и таким образом добиться от него признания ПЦУ.

Ранее руководитель пресс-службы ГПЦ Андриа Джагмаидзе заявлял, что на Грузинскую Церковь оказывается серьёзное давление, в том числе со стороны политиков, чтобы принудить её к признанию неканонической украинской структуры. Он заверил, что решение по этому вопросу может принимать лишь Священный Синод ГПЦ, и никто кроме него.

В день приезда Эммануила ГПЦ выпустила заявление, в котором попыталась дистанцироваться от происходящего на Украине и обвинила как каноническую Церковь, так и раскольников во взаимных оскорблениях, шантаже и унижениях.

Камнем преткновения в украинской теме для ГПЦ является собственная непростая ситуация со структурами в Абхазии и Южной Осетии, которые официальный Тбилиси рассматривает как свои территории. Местные церкви отказываются подчиняться Илии II, хотя весь остальной православный мир признаёт принадлежность этих юрисдикций к ГПЦ.

Таким образом, признание ПЦУ может создать прецедент для сторонников церковной независимости в Абхазии и Южной Осетии, чего крайне опасаются в Грузинской Церкви.
Ситуация уже вышла на высший политический уровень. 

Президенту Грузии Саломе Зурабишвили даже пришлось публично оправдываться за то, что она не направила поздравление украинцам в связи с обретением ими Томоса. «На личном уровне было бы легко поздравить украинцев с независимостью их церкви, учитывая наше собственное прошлое, но как президент я должна взять большую ответственность. Наш Патриархат сдерживает себя в связи с определёнными последствиями, я не могу усложнять ситуацию», – призналась она.

Как бы то ни было, даже если Варфоломею удастся заручиться поддерж-кой Грузинской и некоторых других Церквей, желаемого эффекта он вряд ли достигнет. Наиболее авторитетные, древние и крупные Патриархаты и Митрополии с большой долей вероятности предпочтут не усиливать противоборство в православном мире и не станут контактировать с ПЦУ.

Тем не менее Фанар не намерен сдаваться, а значит, представителям Константинополя придётся ещё не раз поездить по миру, проводя переговоры и встречи с теми или иными иерархами, кнутом и пряником «выбивая» признание для украинских «братьев».

Павел КОТОВ