21 марта 1839 года, 180 лет назад, родился Модест Петрович МУСОРГСКИЙ
Жизнь, где бы ни сказалась; правда, как бы ни была солона; смелая, искренняя речь к людям в упор – вот моя закваска, вот чего хочу и вот в чём боялся бы промахнуться.
Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.
Модест Мусоргский в этом страстном письме к критику Стасову называет свою музыку смелой, искренней речью, обращённой к людям. Конечно, музыковеды могут много рассказать о новаторских приёмах, чисто музыкальных новациях и достижениях композитора, но для нас в краткой заметке крайне важны прежде всего духовные и национальные высоты гения музыки.
Род Мусоргских был известен в Псковском крае с древних времён.
Родоначальник фамилии – Роман Васильевич Монастырёв, по прозванию Мусорга, происходил из князей Смоленских и считал себя потомком Рюрика. В их семье вся история России воспринималась как поле семейных, личных трагедий и великих свершений.
Модест родился 9 (21) марта 1839 года в имении родителей в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) Псковской губернии. Скромное имение находилось в озёрном, живописном, но скудном краю. Композитора интересовали подробности народной жизни, глубоко волновала история древней Псковской земли. «Няня, – писал Мусоргский в “Автобиографической записке”, – близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я иногда не спал по ночам. Они были тоже главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепиано в то время, когда я не имел ещё понятия о самых элементарных правилах игры на фортепиано».
Мать его, Юлия Ивановна, была хорошо образована, и первые музыкальные навыки он получил от неё. Когда ему исполнилось 10 лет, отец отвёз его в Петербург учиться. С отроческих лет Модест Петрович ищет поприще служения Отечеству. В 1856 году он окончил курс в бывшей Школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле, но не оставлял занятия музыкой. Музыкальный кружок Балакирева – «могучая кучка» патриотов России – оказал огромное влияние на артистическое развитие Мусоргского, прояснив настоящее призвание. Громкую известность ему принесла опера «Борис Годунов», поставленная на сцене Мариинского театра в Петербурге в 1874 году и сразу же признанная выдающимся произведением в музыкальных кругах. В течение десяти последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз, но затем… снят с репертуара. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра только в 1888 году, когда композитора уже не было в живых.
Это говорит о том, что удары судьбы посыпались на гения смолоду, даже касательно самого известного в мире его произведения. В сюжетах из отечественного прошлого, из великой русской литературы, прежде всего Пушкина и Гоголя, искал он ответы на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», – писал он Стасову, работая над «Хованщиной», оперой из времён стрелецкого бунта. Параллельно с «Хованщиной» Мусоргский сочинял ещё оперу «Сорочинская ярмарка» по Гоголю, с её красочностью и простой человеческой радостью. Работая над «Хованщиной», «Сорочинской ярмаркой» и песнями, Мусоргский замышлял третью народную музыкальную драму – о Пугачёвском восстании. Увы, не довелось…
Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пагубное русское пристрастие, которое наи-более сильно проявилось в последнее десятилетие его жизни, приобрело разрушительный характер для здоровья Мусоргского. После ряда неудач по службе и окончательного увольнения из министерства он, признанный композитор, был вынужден жить случайными заработками и подачками друзей.
Композитор скончался 16 (28) марта 1881 года в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Единственный прижизненный (и самый известный) портрет Мусоргского был написан Ильёй Репиным там же – всего за несколько дней до смерти композитора. Ему едва исполнилось 42 года. Мировая слава пришла к нему посмертно. Вскоре после его кончины Римский-Корсаков взял на себя великий труд завершения «Хованщины» и приведения в порядок всех оставшихся рукописей покойного. В редакции Римского-Корсакова «Хованщина» впервые и была поставлена.
Ныне забытый стихотворец Г.А. Лишин написал на кончину композитора такие строки:
Он звуками умел нарисовать
И дня рассвет, и мчащиеся тучи,
И ропот волн, и колокол могучий,
И гром войны, и мира благодать...
Мчащихся туч и громов в судьбе Мусоргского было больше, чем тихих рассветов, хотя самый, пожалуй, впечатляющий образ древней столицы дан в его гениальном произведении «Рассвет над Москвой-рекой». В нём особенно ясно проступает непоколебимая страсть всякого русского таланта – искать прошедшее в настоящем.
Александр Александрович
МОСКАЛЁВ