Подвиг царской семьи глазами детей

Архив: 

 

В Пятигорске подвели итоги регионального конкурса школьных сочинений «Подвиг царской семьи», посвящённого 150-летней годовщине со дня рождения государя Николая II и 100-летию со дня трагической гибели царской семьи. 

 

Конкурс был организован Фондом Андрея Боголюбского и Межрегиональным общественным движением «Родительский комитет» СКФО. На конкурс были представлены 35 работ из различных учебных заведений региона. Представляем читателям «Русского Дома» три отрывка из работ конкурсанток, занявших призовые места.


Перевоспитание

Настя побежала по коридору и через метров 20 увидела лестницу, ведущую на второй этаж. На втором этаже девочка вновь растерялась. Она увидела три двери и совсем не знала, в какую нужно заходить. Со словами «Была не была» Настя открыла одну из них…
На этот раз она попала в самое яблочко. Здесь Настя увидела Марию Николаевну, сидящую за столом, а перед ней какого-то мужчину лет тридцати пяти в строгом чёрном костюме. Анастасия не знала, что это был Сидней Гиббс – известный учитель английского языка, которого императрица пригласила для обучения старших дочерей: Ольги и Татьяны.
Голос Сиднея прервал замешательство девочки:
– Анастасия Николаевна, мы вас ждём уже очень долго. Где вы были? И что это? Вы в ночной сорочке? Немедленно оденьтесь! 
Настя покраснела и сломя голову побежала одеваться. Это оказалось сложнее, чем она думала. Платье было довольно тесным и совсем не современным. Но делать было нечего. Через 10 минут Настюша в полном обмундировании вернулась в класс.
Урок продолжился. Гиббс требовал выполнять, как казалось нашей героине, совершенно непосильные задачи. А Мария легко справлялась за двоих, она неплохо владела английским языком, изредка переходя и на немецкий. Наконец часы пробили одиннадцать, и девочкам разрешили выйти на прогулку в сад.
– Настюша, что с тобой? Ты заболела? – взволнованно спросила Мария.
– Наверное, не с той ноги встала… А ещё никак не могу понять, зачем нам так серьёзно надо учиться? Мы же великие княгини! А наши старшие сёстры тоже прошли курс обучения?
– Они продолжают учиться и сейчас, особенно ненасытна к наукам княжна Ольга, у неё – замечательная память, такая передалась ещё и цесаревичу Алексею. Сейчас Ольга и Татьяна больше времени уделяют изучению медицины, жаль, что мы с тобой так молоды и не можем, как сёстры, быть сёстрами милосердия в госпитале. 
– Как? Великие княжны ухаживают за больными как простые санитарки и медсёстры?
– Настя, это большая честь – помогать людям, вспомни слова нашего отца и государя: «Чем выше человек, тем скорее он должен помогать всем и никогда в обращении не напоминать своего положения, такими должны быть и мои дети».
Настюше только и оставалось, как удивлённо хлопать ресницами, а Мария продолжала:
– Кстати, пойдём навестим братишку, иначе он скоро сам прибежит, чтоб поиграть в прятки с тобой, его любимицей.
В скромной комнате на постели метался от боли красивый мальчик. Его густые волосы прилипли ко лбу и бледным щекам, большие глаза казались мутно-синими. Вдруг взгляд посветлел и сосредоточился на лице Настюши, и очаровательные ямочки появились на его щёчках, Алексей улыбался, увидев свою любимую сестру.
– Настя, я так хочу быть здоровым. Мне так много надо сделать, как жаль, что пропадают занятия. Ты мне поможешь всё наверстать?
У Насти выступили слёзы. Вот она, её Мечта. Её сбывшаяся Сказка о замечательной жизни царских детей, которые, как оказалось, хотят полноценно жить, учиться и быть полезными людям, своей стране, России… Девушка вдруг поняла, что ей не помешало бы поучиться тем ценностям, которые внушали любящие родители своим царственным детям. «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, – так писала в дневнике государыня, – и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности»…
– Настюша, подъём! Опоздаешь в школу, – голос мамы звучал откуда-то издалека. 
Настя открыла глаза: вокруг было всё родное и привычное. Рядом с подушкой лежал учебник истории. И тут она поняла, что вновь находится дома, в XXI веке.

Екатерина Дмитриевна ОСИПОВА,
ученица 10 класса средней школы села Юца
Предгорного муниципального района

Жить по совести…

Семья – это то, что связывает нас с нашими предками и потомками. Семейные традиции, семейные предания делают из отдельных людей великий народ. История любого государства складывается из множества семейных историй. Но ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье императора Николая II. В последней царской семье, как в многогранном алмазе, ото-бразилась вековая история миллионов семей России.

В царской семье было пятеро детей: четыре девочки и один мальчик. На первом месте в отношениях стояли любовь и милосердие. Царь с царицей воспитывали в своих детях навык «делать добро». Царская семья – это пример истинно православного воспитания, привития детям таких богоугодных черт характера, как доброта, честность, простота, кротость, всепрощение, сочувствие, скромность.

Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими нравственными качествами.

Один из главных принципов воспитания: не прятать детей от жизни не только в радостных, но и в скорбных её проявлениях. А, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! Но такое просто не приходило в голову августейшим родителям. В полной мере это проявилось во время Первой мировой войны, когда не только сама государыня, но и её юные дочери работали в госпиталях и посещали раненых.

Так же воспитывали и сына. Чтобы показать мальчику, наследнику, реальную жизнь его будущих подданных, страдания войны, государь брал с собой Алексея Николаевича на фронт, невзирая на то, что это приносило некоторый ущерб его здоровью и учению.

«Что касается детей, то долг родителей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлёт им Бог», – писала императрица Александра Фёдоровна. В императоре и императрице не было ни капли родительского эгоизма. Огромная любовь к детям, которой жила Александра Фёдоровна, не перешла в превозношение детей.

Из письма к дочери Ольге: «Девочка моя, ты должна помнить, что одна из главных вещей – быть вежливой, а не грубой и в манерах, и в словах. Грубые слова в устах детей – это более чем некрасиво. Всегда обдумывай своё поведение, будь честной, слушай старших...»

«Дети должны учиться самоотречению, – рассуждала императрица. – Они не смогут иметь всё, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. 

Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж много нужно – слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал». 

Христианские принципы жизни царской четы становились принципами воспитания детей: «Любовь – это самое великое в мире. Мы должны стараться, чтобы всё, что мы делаем, вся наша жизнь были на благо другим людям. Мы должны так жить, чтобы никому не навредить, чтобы наша жизнь служила примером для других...»

Анастасия Сергеевна МАВРОМАТИДИ,
ученица 11 класса МБОУ «Центр образования № 9» г. Пятигорска

Любовь святых Николая и Александры

Любовь – самое прекрасное чувство на Земле, дарованное человеку свыше. Любовь – самое непонятное и загадочное явление в эмоциональной жизни людей. 

«Я почти убеждён, что наши чувства взаимны», – записал в своём дневнике юный Николай Романов. Он мечтал, что однажды Алекс станет его женой. Единственное препятствие между ними – это её духовный выбор.

Когда юный русский царевич просил руки принцессы Алисы Гессенской-Дармштадтской, она плакала, это был тяжёлый разговор между двумя влюблёнными: «Я не могу. Сменить веру – не слишком ли великая плата за счастье?»

…Немецкая принцесса Алиса Гессенская была четвёртым ребёнком великого герцога Гессенского и Рейнского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери британской королевы Виктории.

Алиса с ранних лет отличалась невероятной серьёзностью и тягой к религии. Она читала непопулярные тогда среди сверстниц её круга французские романы, а серьёзные сочинения по теологии и философии, интересуясь сущностными вопросами бытия, жизни и смерти.

Несмотря на замкнутость, она была удивительно ласковым и нежным ребёнком, близкие называли её Санни (Солнышко). В Россию Алекс впервые попала в 12 лет, когда старшая сестра Элла выходила замуж за Великого князя Сергея Александровича. Шестнадцатилетнему цесаревичу сразу же очень понравилась эта изящная, красивая и скромная принцесса. После первого дня, проведённого вместе, он записал в своём дневнике: «В полвосьмого обедали со всем семейством. Я сидел с маленькой двенадцатилетней Алекс, которая мне ужасно по-нравилась…» Николай влюбился в Алису с первого взгляда.

Через пять лет Алекс снова появилась при русском дворе. Наследник записал в своём дневнике: «Моя мечта – когда-либо жениться на Алекс Г. Я давно её люблю». 
Между тем сплетни и интриги о наследнике и его любви к Гессенской принцессе распространялись в светском обществе. Старшая сестра Алисы, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, была этим очень озабочена. В письме к бабушке, сестре английской королевы Виктории, она писала: «Увы, мир такой злобный. Не сознавая, какая это продолжительная и глубокая любовь с обеих сторон, злостные языки называют это честолюбием. Какие глупцы!»

Алиса прекрасно понимала создавшееся положение. За то недолгое время, которое она провела в России, принцесса сумела глубоко полюбить наследника и поняла, что он её тоже горячо любит. Больше всего Алису как человека глубоко верующего тревожила перспектива обязательной перемены исповедания в случае вступления в брак с наследником престола Российской империи. Им обоим – цесаревичу Николаю и принцессе Алисе – в течение нескольких лет пришлось упорно бороться за своё счастье. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой, ненаглядной моей Алекс… Мы объяснились между собой. Боже, какая гора свалилась с плеч; день ходил, как в дурмане… Даже не верится, что у меня невеста».

Свершилось! Великий путь к любви открыт. Кто знал, что этот путь будет не только великим, но и трагичным…

Елизавета Владиславовна ВЕРЕЛАС,
ученица 8 «А» класса СОШ № 111 
г. Минеральные Воды