Роман Романов - «Честь моя превыше всего»

Возрождённое в новом качестве Главное военно-политическое управление (ГВПУ) ВС РФ, презентованное недавно Министерством обороны России, находится пока в стадии реформирования. На правах офицера запаса, бывшего одно время в обойме прежнего партполитаппарата не «последним патроном», хотелось бы поразмышлять на тему задач, поставленных перед преобразованным ведомством.

Ни одно из сражений великий русский полководец А.В. Суворов не начинал без молитвы

Искажённый образ

Начальник ГВПУ генерал-полковник Андрей Картаполов в одном из интервью, в частности, отметил: «Возрождение Российского государства, как мы видим, продолжается через возрождение православной веры. Поэтому формирование современного российского воина не может проходить без высокой духовности».

Согласен, что нашей армии не хватает духовности именно в религиозном её понимании. Не желая изматывать читателей долгим теоретизированием заявленной проблемы, предложу живой пример из нашей истории. Высокой духовностью в полной мере обладал лучший русский полководец А.В. Суворов, о котором сегодня, кажется, знают все.

Проблема, однако, состоит в том, что подлинный Суворов от нас… скрыт. Прежде всего его многочисленными толкователями, суфлёрами и переводчиками. Ни одним из них не раскрыт секрет его непобедимости, ведь полководец не проиграл ни одного из более чем 60 сражений – до сих пор никем не побитый рекорд!

Большая ошибка воспринимать его как удачливого солдафона, исполнявшего все монаршие капризы-повеления. Не менее ошибочно думать, что он устарел, ссылаясь на его якобы любимый тактический приём, выражавшийся в лихой присказке: «Пуля – дура, штык – молодец!». Встречается и не менее частая попытка выставить Суворова неким индифферентным популистом, для которого главной целью было любой ценой прославиться. Ни одна из этих и других картинок не отражает и не раскрывает подлинной сути гениального полководца.

Суворовская наука

Суворов не только автор «Науки побеждать», которую с успехом усвоили его ученики М.И. Кутузов, П.И. Багратион,  А.П. Ермолов, но и солдатский, а значит, народный педагог. Его школа не элитарная и философски отстранённая, но всеобщая, доступная и ясная. В основе суворовской науки – единое с народом мироощущение, простое и незамутнённое наслоениями всевозможных псевдонаучных «открытий».

Состоит это мироощущение в религиозном (додарвиновском, «донаучном») восприятии мира, сотворённого Богом. Но уже тогда и в обществе, и в армии ощущался дефицит подлинных носителей Христа в сердце, каковым и был Александр Васильевич. Спрос же на таких людей в православном народе, составлявшем абсолютное большинство, был велик.

И Суворов стал этим человеком, но не в образе монаха-аскета, подобного игумену земли Русской – Сергию Радонежскому, а в облике народного полководца, Христова воина, страшного врагам. Он, словно герой народных сказок и былин, сродни непобедимому Илье Муромцу, закончившему жизнь монахом Киево-Печерской Лавры; храброму Алёше Поповичу – сыну ростовского священника, одержавшего победы во многих богатырских поединках; верному Добрыне Никитичу, готовому положить за своего князя, за Русь жизнь и душу. Суворов лишь по недоразумению не канонизирован пока Церковью, подобно своему соратнику и другу – святому праведному воину Феодору Ушакову.

Свойственная героям Святой Руси искренность, готовность к самопожертвованию и простота в общении как с сильными мира сего, так и с простолюдинами, помогала Суворову завоевать любовь среди солдат, авторитет у офицеров, монаршее доверие и благоволение (что, однако, не спасало его от опалы и оговоров). При этом Александр Васильевич как офицер обладал ещё и кристальной честностью, свидетельствуя о себе: «Честь моя превыше всего. Покровитель ей – Бог!».

«Где просто, там ангелов со сто»

Он легко и свободно входил как в проблемы государственного масштаба, так и в нужды подчинённых. Это давало ему право повелевать сердцами и жизнями своих солдат и офицеров. Для них он находил те необходимые слова, звучавшие из его уст песней Небес: «Чудо-богатыри, неприятель от вас дрожит!», «Господа офицеры, мы – русские, с нами Бог! Какой восторг!». Недаром же император Павел, разногласия которого с Суворовым сильно преувеличены, говорил о нём: «Быть ему ангелом!», прозревая высокую духовность гения.

Пленял ангел-Суворов сердца своих солдат не так, как его современник Наполеон. Тот для поддержания своего авторитета в армии позволял эффектные жесты, как, например, посещение в окружении пишущей братии чумного госпиталя в Яффе. Суворов даже в минуты смертельной для него опасности был естественен и органичен, без надрыва и позы.

Такой простоты и лёгкости в восприятии службы, отношениях с сослуживцами, начальниками и подчинёнными не хватает сегодня многим сегодняшним офицерам, которые, по меткому выражению покойного писателя и публициста Карема Раша, «влачат свои крылья по земле». Уместно вспомнить и известное изречение преп. Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто. А где мудрено – там ни одного!».

Там, где вместо плодов высокой духовности – естественности и простоты – присутствуют наукообразная заумь и фобии, там уже нет места доблести, самопожертвованию, выражающих суть воинского служения. Зато на этой почве хорошо произрастают пороки, позорящие звание офицера.

«Бог не в силе, а в правде»

Выйти из этого тупика помог бы опыт Суворова и его победоносной науки. Ведь главной победой он называл победу над собой: «Победи себя – будешь непобедим!». Этот красивый девиз стал официальным для многих подразделений спецназа нынешней Росгвардии. Но понимается он, на мой взгляд, несколько однобоко. Имею право сказать так, прослужив несколько лет в одном из отрядов ВВ МВД России.
В системе подготовки спецназовцев Внутренних войск приоритет традиционно отдавался спорту, физической закалке. У солдат и офицеров формировался культ здорового тела, в котором, как принято было считать, и обитает здоровый дух – производная искомой «высокой духовности».

Вершиной для наиболее амбициозных бойцов спецназа становились испытания на право ношения крапового берета – символа высшей квалификации военнослужащего спецподразделения МВД. Это очень серьёзное, изнуряющее испытание завершается жёстким спаррингом с меняющимися партнёрами.

Победа над собой таким образом понималась как преодоление, в первую очередь, своего физического несовершенства и подавление отрицательных качеств, мешающих достичь поставленной цели через напряжение воли, закалку характера.

Но как мы знаем, никаких подобных целей не ставил перед собой Александр Васильевич, не обладавший к тому же ни богатырским здоровьем, ни атлетическим телосложением. Он не был зациклен на физическом совершенстве, но просто вёл здоровый образ жизни, характерный для его современников из простонародья, что подразумевало естественное ограничение от излишеств. Наверняка помнил Суворов и завет своего небесного покровителя – князя Александра Невского: «Бог не в силе, а в правде».

Но о какой же победе над собой говорил тогда Александр Васильевич? Безус-ловно, о победе духовной – над своими недостатками, человеческими немощами, которые и тогда, и сейчас именуются грехами – язвами души.
 
Как православный христианин Суворов осознавал себя грешным и смертным человеком, нуждающимся в спасении, которое невозможно без помощи Всемогущего Бога, воплотившегося в образе Христа. От этого понимания рождалось одно из необходимых для спасения качеств – смирение. «Молись Богу – от Него Победа!»; «Бог – наш генерал, Он нас водит!» – неоднократно подчёркивал полководец, прямо называя источник своих викторий на полях сражений. Ни одно из которых он не начинал без молитвы.

Тайна трёх «С»

Борьба христианина с самим собой – с укоренившимися в нас дурными привычками и наклонностями, такими как лень, зависть, самодовольство, малодушие, осуждение других, раздражительность, зависть, гнев, жадность, желание чужого… – самая сложная. И великому Суворову она не была чужда.

В Православной Церкви, к которой имел честь принадлежать Александр Васильевич, известны восемь главных греховных страстей, которые опытом людей высокого духа сведены к трём основным: сребролюбию (поиску во всём корысти), славолюбию (постоянному поиску превозношения себя) и сластолюбию (неудержимой тяги к наслаждениям жизни). От них пускают корни и все остальные грехи-страсти, уродующие наши души.

По учению Церкви и свидетельству людей высокой духовной жизни, эта борьба – духовная брань – будет происходить до нашей кончины, отшествия из мира сего в мир иной, где будет вершиться суд над душой. Преимущество верующих людей, коими были Александр Суворов и его подчинённые, перед сегодняшними воинами состоит в том, что они верили в милосердие Божие, надеялись на Его помощь и, как могли, старались исправить себя. Так, последними словами умирающего полководца были слова искреннего покаяния: «Долго я гонялся за славою, но покой у престола Всевышнего».

Перед своим Альпийским походом, вознёсшим его на вершину оперативного военного искусства, Александр Васильевич находился в опале. Живя в своём имении под Новгородом в селе Кончанском, осознав суетность и бренность земной славы, он написал Покаянный канон – сугубо церковное, духовное произведение. В нём Суворов окончательно раскрылся как человек глубокой веры.

Тогда же 67-летний полководец обратился к императору Павлу с прошением разрешить ему удалиться для проживания остатков дней в монастыре. Это был не шантаж, не способ привлечь к себе внимание, но искреннее желание смирившегося перед Богом и императором гениального человека.

Обладая, без сомнения, высокой духовностью, Александр Васильевич Суворов может и должен быть вписан золотыми буквами в концепцию нынешнего ГВПУ. Надо только взглянуть на его «Науку побеждать» под правильным углом, который даёт вера.

Роман Алексеевич РОМАНОВ
Фото из архива автора