Мало кто знает, что возглавить так называемую Русскую освободительную армию (РОА) Гитлер первоначально предложил не генералу-предателю Власову, а одному из самых непримиримых и выдающихся полководцев Белой армии генерал-лейтенанту Сергею Николаевичу Войцеховскому, который, как и генерал Деникин, отказался сотрудничать с Гитлером.
Сергей Николаевич Войцеховский родился 16 октября 1883 года в Витебске в семье полковника царской армии. Окончив Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге с отличием, он в звании подпоручика направляется к месту своей первой службы, на Кавказ.
Вскоре по его настоятельным рапортам был направлен в действующую армию на Дальний Восток. Но принять участие в военных действиях Русско-японской войны не успел, так как к этому времени с Японией был подписан мирный договор. По возвращении был назначен в стрелково-артиллерийский дивизион, где его знания были высоко оценены командиром части – полковником Темниковым, на дочери-красавице которого он вскоре женится.
…В 2003 году я наткнусь на могилу полковника Темникова на Русском Ольшанском кладбище в Праге. Возможно, что сейчас её уже нет. По истечению срока аренды, в случае если некому её дальше оплачивать, могилу втихую ликвидируют, и постепенно кладбище становится чешским. Сразу с благодарностью вспоминаешь В.В. Путина, который спас от подобной судьбы кладбище русских беженцев Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем...
Уже став капитаном, Войцеховский заканчивает Академию Генерального штаба по первому разряду и одновременно за отличную учёбу получает и свою первую награду – орден Св. Станислава 3-й степени.
С первого дня Первой мировой войны С.Н. Войцеховский на фронте, где проявил себя храбрым офицером. Его награждают орденами Св. Анны, Станислава с мечами и лентой, и даже орденом Св. Владимира с мечами и бантом, которым награждались лишь офицеры, выдержавшие бой под угрозой смерти. В 1915 г. он уже занимает должность начальника штаба дивизии. После ранений, полученных в районе Молодечно, Войцеховский возвращается в строй, а в конце августа 1917 г. получает совсем неожиданное назначение – начальником штаба 1-й дивизии формируемого Чехословацкого корпуса в составе Русской армии.
Октябрьский большевистский переворот коренным образом изменил ситуацию. Большевики заключают с Германией «паскудный» Брестский мир, одним из тайных соглашений которого было всячески препятствовать продвижению Чехословацкого корпуса на восток, а перед тем по возможности его разоружить. Чехи разоружаться отказались, что дало основание Троцкому объявить их врагами революции. Всё это спровоцировало мятеж чехословацких частей по всей линии Транссибирской железнодорожной магистрали. А мятеж Чехословацкого корпуса в свою очередь стал запалом Гражданской войны с большевиками.
С.Н. Войцеховский, разумеется, не принявший революцию, остаётся в Чехословацком корпусе. В начале мая 1918 г. поездные составы корпуса, сбивая заслоны красных, под командованием Войцеховского пробились в Челябинск. Впоследствии он будет награждён А.В. Колчаком Георгиевским крестом 4-й степени.
Эти успехи окрыляют и заставляют думать о реальной возможности похода на Москву. Но, получив сведения о находящейся в Екатеринбурге в лапах большевиков царской семье, Войцеховский резко разворачивает свои части на север, на Екатеринбург. Здесь красные войска неожиданно оказывают жестокое сопротивление, и, увы, получилось так, что успех его наступления предопределил судьбу Николая Второго и его семьи: большевики перед тем, как бежать из Екатеринбурга, за десять дней до взятия Войцеховским города расправились с царской семьёй.
После прихода к власти адмирала А.В. Колчака и объявления им себя Верховным правителем России на время войны нарастают противоречия между ним и командованием Чехословацкого корпуса. А.В. Колчак требовал подчинения себе всех противобольшевистских вооружённых сил, а руководство корпуса этому сопротивлялось. С.Н. Войцеховский оказался в сложном положении. Чехов меньше всего интересовала судьба России, и чем дальше на восток, тем больше корпус превращался в сборище мародёров. Войцеховский принимает принципиальное для себя решение: он переходит на службу в Русскую армию. С августа 1919 года он – командующий Уфимской группой войск. Войска под его началом снова отбили Уфу, Бугульму, Чистополь и ещё несколько городов.
Стратегический талант Войцеховского особо проявился в последний период Гражданской войны на востоке России. Видя неизбежность поражения в создавшейся ситуации, осложнённой предательством чехов и эсеров, он ставит своей задачей спасение остатков армии. В январе 1920 г. он успешно выводит вверенные ему войска из окружения под Красноярском. С этого момента начинается тяжелейший поход в зимних условиях по сибирской тайге, который потом войдёт в историю как Великий Сибирский Ледяной поход.
Узнав о выдаче братушками-чехами красным А.В. Колчака, чтобы те с награбленным добром пропустили их дальше на восток, Войцеховский повёл наступление вдоль железной дороги в сторону Иркутска. И 30 января около станции Зима разгромил красные войска. Его армия обогнула Иркутск, поднялась к Байкалу, и в лютую стужу переправилась на его восточный берег. Войска были спасены.
Вскоре С.Н. Войцеховский перебирается на другой фронт – в Крым, где по личной просьбе генерала П.Н. Врангеля фактически руководит всей эвакуацией и вместе с последними частями эвакуируется в Константинополь. В большевистскую Россию ему путь был закрыт. На его обращение к правительству Чехо-словакии пришёл ответ, что страна будет рада принять боевого генерала, так много сделавшего для Чехословакии. И летом 1921 г. С.Н. Войцеховский был принят на службу в армию Чехословакии.
С.Н. Войцеховскому была вверена самая крупная группировка чехословацкой армии, которую он переформировал по своему усмотрению. В результате Чехословакия к 1938 году имела отмобилизованную, обученную и хорошо вооружённую армию. Вероятный будущий противник, Германия, имела превосходство только в самолётах.
В это время обстановка в Европе уже стала накаляться, реально запахло войной. Однако политическое руководство страны пошло по капитулянтскому пути. Это вызвало возмущение Войцеховского. С убедительными цифрами о состоянии армии в сопоставлении её с немецкой генерал призвал правительство Чехословакии принять решение об оказании военного сопротивления агрессору. Но чтобы не портить отношения с Гитлером, генерала армии Войцеховского в возрасте 55 лет отправили в отставку.
В результате в 1938 году немецкая армия вошла в Чехословакию. Объёмы даром доставшегося чехословацкого оружия ошалевший от счастья Гитлер назвал астрономическими, ведь он получил ресурсы, достаточные для обеспечения сорока дивизий!
В сентябре 1938 года С.Н. Войцеховский был арестован гестапо, его допрашивали, но через две недели отпустили, определив под гласный надзор. А когда дела у Германии стали идти совсем уж плохо, в его пражскую квартиру вдруг наведалась высокопоставленная военная немецкая делегация с предложением возглавить Русскую освободительную армию (РОА). На прекрасном немецком языке Сергей Николаевич ответил, что «он ненавидит большевиков, но никогда не пойдёт воевать против русского солдата».
В годы Второй мировой войны не только гестапо, но и советская разведка не спускала с С.Н. Войцеховского глаз. Уже через три дня после освобождения Праги по заранее заготовленным спискам и адресам приступили к «работе» арестно-расстрельные команды НКВД.
Белый генерал С.Н. Войцеховский был арестован одним из первых. Его обвинили в участии в организации «Русский общевоинский союз», «которая ставила своей целью вооружённое свержение советской власти и организацию террористических актов против руководителей ВКП(б) и советского правительства». После нескольких месяцев изнурительных допросов в Бутырской тюрьме его приговорили к 10 годам так называемых исправительных лагерей. Сначала С.Н. Войцеховский содержался в Бутырской тюрьме, позже – в Унженском лагере тогда Горьковской железной дороги, потом в Особом лагере № 7 печально знаменитого Озерлага около Тайшета, в тех местах, где он тридцать лет назад воевал с большевиками.
С.Н. Войцеховский, мужественный человек, крепился. Он поставил себе цель – выжить, несмотря ни на что. Девять с половиной лет ему удалось продержаться. До свободы оставалось полгода, но 7 апреля 1951 года он скончался от желудочного кровотечения. По официальной версии, С.Н. Войцеховский похоронен на кладбище Центральной больницы Озерлага вблизи села Шевченко Тайшетского района Иркутской области. Если, конечно, он действительно был похоронен, а не просто брошен в карьерный отвал…
Пусть с опозданием, но Чехия отдала почести своему генералу. Сергей Николаевич Войцеховский был награждён высшей наградой страны – Орденом Белого Льва 1-й степени – посмертно. Открыли мемориальную доску на здании бывшего командования военным округом Земли Моравско-Силезской в Брно.
23 октября 2003 г. в Праге в православном кафедральном храме святых Кирилла и Мефодия была отслужена панихида по убиенном в сибирском ГУЛаге генерале С.Н. Войцеховском. На панихиде в храме после долгих лет разлуки собрались разбросанные по всему миру родственники, представители городской власти, парламента и уже не-многочисленные знакомые семьи Войцеховских. Неделей позже, возвращаясь в очередной раз с Балкан, я зажгу в этом храме поминальную свечу, а потом поеду на трамвае на Русское Ольшанское кладбище, где в одной стороне от бело-снежного храма лежат воины Белой России, в другой на некотором отдалении – солдаты Красной Армии, вошедшие с боями в Прагу 9 мая 1945 года. А между ними над могильным холмом стоит чёрный крест. Казалось, что даже здесь, на общем русском кладбище, русские не нашли между собой примирения…
Михаил Андреевич Чванов