Ирина Ушакова - Рачинский: вчера и сегодня

 

Разговор о педагоге-просветителе, создателе образцовой народной церковно-приходской школы Сергее Александровиче Рачинском (1833–1902) – это разговор о сегодняшней русской школе и сегодняшней культуре. 

 

Наработанная Рачинским техника освоения устного счёта, его уникальная система обучения церковному пению, словесности, приобретение начальных навыков сельскохозяйственных профессий – вот что утратила современная школа. Но ещё серьёзнее – утрата своей самобытности, независимости. Российская школа бьётся в тисках отброшенной Западом за профнепригодностью и навязанной ей системы образования.

Нетрудно догадаться, что это внедрение либерального западного стандарта есть угроза государственной безопасности России. Вот штрих: сегодня выпускники школы зачастую не знают таблицы умножения: новая программа по математике не предполагает таких знаний. А ведь по самому лучшему советскому учебнику математики Киселёва, отвергнутому младореформаторами, нынче учатся в Европе.

Но всё равно русская школа у нас есть! Русская школа – это не только образовательная программа, но это ещё понимание исторического предназначения своей страны, особого Богом данного пути нашего народа, создавшего не «лишнюю страну», как заявлял Зб. Бжезинский, а великую мировую многонациональную цивилизацию. Велика и ответственность на нас за свою великую историю и культуру. С нас Господь спросит – воспитали мы достойных своего Отечества созидателей или торгашей, готовых за комфорт продать родную землю и всё, что было свято для наших предков.

«Боже! Как подумаешь, что за необъятное значение имеет сельская школа! Велика и обширна Россия: шестую часть света занимает она, и на каждом клочке её, 3-4 квадратных верстах, водятся вот такие бриллианты, какие открыты Татевской школой и отшлифованы в виде художников, священнослужителей, учителей и тому подобное. Будь Россия покрыта сетью школ, подобных Татевской, как заблистала бы она в мире!» – писал в 1901 г. святитель Николай Японский. Земляк, ровесник, единомышленник, собеседник Рачинского. Равноапостольный святой.

Стараниями С.А. Рачинского и обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева было значительно усовершенствовано отечественное образование. Эти люди реформировали школу созидательно, для блага страны. Уже в 1905 году церковно-приходских школ было 43 696, где учились чуть менее двух миллионов детей. Обучение было безплатным для всех сословий.

Ведущий учёный своего времени, член Академии наук по отделению российской словесности С.А. Рачинский совмещал в себе классическое европейское образование и глубокое знание русской народной жизни. В окрестностях своего родового имения Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский р-н Тверской обл.) он создал на свои средства 26 школ и сам четверть века посвятил учительству. Сергей Александрович в одном из своих писем сообщал, что за двадцать лет им было подготовлено 60 учителей и учительниц, 12 диаконов и 4 священника. Благодарение Богу – среди этих 12 диаконов мой прапрадед Александр Кочкарёв.

Учителем века назвал Рачинского князь Э.Э. Ухтомский. Называли его и «апостолом трезвости». Труды татевского учителя по организации обществ трезвости, в которых к 1913 г. в России состояли десятки тысяч наших соотечественников, легли в основу трезвеннического движения в современной России. Воспринимая опыт Рачинского, многие учёные и врачи сегодня научно объясняют, что природа алкоголизма и иных зависимостей имеет духовные причины. И только с этих позиций можно подходить к решению этой проблемы.

В прошлом году на родине Рачинского в селе Татево Тверской области прошёл фестиваль Семейных клубов трезвости. Этот фестиваль уже много лет связывает учёных, священников, врачей, борющихся с проблемой зависимостей. 

О С.А. Рачинском можно говорить как об учёном-ботанике, как об учите-ле-практике, публицисте, чей талант ценил и к кому прислушивался В.В. Розанов, как о собирателе народных песен, к которому обращался П.И. Чайковский, как о хозяйственнике, обустраивавшем обширный край на Смоленщине – помимо учительства, он сам с крестьянами работал на земле. Почти все его труды описаны им самим и его учениками, соратниками. Это всё оставлено нам – только работай!

Вот как писал о Рачинском в 1902 году общественный деятель, писатель-биограф Валерий Лясковский: «Рачинский сплотил школу с церковью и сообщил ученью ту практичность, которая даёт грамоте жизненность и прочность. Он понял, что если единственная почва воссоединения сословий есть Церковь и церковная школа, то и обратно – живая церковность может возникнуть в школе только при взаимной помощи сословий. И вот он к делу просвещения народа решился призвать самый этот народ, – и в Татеве явились учителя, дьякона и священники из крестьян. Рачинский явил первый крупный пример создания нового поколения грамотных крестьян».

И сегодня Рачинский твёрдо стоит на позициях традиционного классического образования. Поэтому с ним продолжают бороться. Поражает цинизм иных журналистов, которые берутся судить о Рачинском как о чудаке гороховом. В газете «Коммерсантъ» Александр Кравецкий пишет: «Сергей Рачинский не видел никакого смысла в проповеди церковного вероучения, а предлагал ограничиться обрядовой стороной, красотой богослужения и многовековой привычкой».

«Не видел никакого смысла в проповеди» – это сказано о человеке, который оставил барский дом и жил, как тайный монах, в школе, что была практически единым целым с церковью. Ученики Рачинского, направляемые им, пели в церковном хоре, были чтецами и алтарниками. Архиепископ Николай (Касаткин) отправлял к татевскому учителю для подготовки в семинарию обращённых в Православие японских юношей. Рачинский воспитал духовника царской семьи и законоучителя детей последнего русского императора. Это протоиерей Александр Васильев, который одним из первых принял мученический венец в самом начале красного террора.

Далее Кравецкий продолжает: «Необходимо учить народ, – говорил Рачинский, – но при этом не обманываться, а знать, что русский народ – полный невежа, жаден, развратен, не знает и не признаёт никакой религии. Но учить его надо так, чтобы он был религиозен в меру его способностей, то есть понимал её (религию. – И.У.) внешним образом: обрядово, чтобы он умел читать и понимать церковнославянскую речь как речь обрядовую, на которой написано Евангелие». 

Помилуйте, Рачинский говорил совсем другое: «Русский народ, вошедший в пословицу своим сквернословием, в сущности, самый стыдливый народ в мире. Грязь в глазах русского человека есть грязь. Когда в нём проснётся зверь, живущий в каждом человеке, он кидается ею. Но пока он трезв, пока он остаётся сам собою, он чист в мыслях и словах. Гаденькая, любезничающая грязноватость, проникнувшая из Франции в нравы нашего полуобразованного общества, в нашу литературу низшего разряда – глубоко ему чужды. Каждый наш крестьянский мальчик – такой, ещё не испорченный русский человек».

Цесаревич Алексей и протоиерей Александр Васильев, ученик Рачинского. Законоучитель и духовник царских детей

Рачинский явился оправданием всему своему поколению и тогдашнему дворянскому сословию. Недаром в разных концах страны сегодня устроители классических школ, священнослужители, руководящие воскресными школами, учёные сверяются по камертону Рачинского.

Три года назад мы с Александром Николаевичем Камневым, видным учёным, известным общественным деятелем, создали в Московском университете Музей имени С.А. Рачинского: на кафедре, основанной им более столетия назад. В экспозиции собраны документы и фотографии ординарного профессора 

С.А. Рачинского, касающиеся периода его университетской деятельности: паспорт, выписанный государем Александром III c предписанием, чтобы молодому учёному не препятствовали на границе, куда он ехал пополнять свои знания; письма, где К. Фишер сообщает Рачинскому о передаче коллекции редких растений для Московского университета; отклики немецких классиков на перевод Рачинским «Семейной хроники» С. Аксакова, которой зачитывалась немецкая молодёжь, и многое другое. Последняя глава «Семейной хроники» – сказка «Аленький цветочек». «Я не могу утверждать, – говорит А.Н. Камнев, – но эта сказка в переводе Рачинского ушла в Германию, а к нам вернулась в виде сказки “Красавица и чудовище”».

При московском Театре русской драмы под руководством Михаила Щепенко создан Центр возрождения русской традиционной культуры «Связь времён» имени С. А. Рачинского. В Петропавловской и Камчатской епархии создан Центр помощи заикающимся имени 

С.А. Рачинского. В Калининграде – Учебно-методический центр духовно-нравственного образования им. С.А. Рачинского. На материале о деятельности этого выдающегося педагога пишутся многочисленные магистерские и кандидатские диссертации. Одна из них недавно защищена диаконом Алексием Ореховым в Николо-Угрешской семинарии – «Сергей Александрович Рачинский в истории миссии Русской Православной Церкви».

В Международном фонде славянской письменности и культуры прошла выставка фотографий и писем, посвящённая деятельности С.А. Рачинского. В настоящее время выставка разошлась по московским школам и культурным центрам.

«Вопрос о народном обучении есть вопрос уже не о частном зле и не о частном благе, которое может разлить та или другая система: здесь вопрос о будущем целой России, вопрос гораздо более важный, чем все вопросы о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут учреждения, но когда дух народа цел, государство останется непоколебимо; а когда последовало в народе нравственное разложение, тогда самые превосходные учреждения не удержат государство от гибели» (Рачинский С.А.  «О первоначальном народном образовании».

Уверена, что большинство наших соотечественников заинтересованы в том, чтобы имя С.А. Рачинского и его наследие было поставлено на вооружение современному российскому образованию.

Ирина Владимировна УШАКОВА,
председатель Общества 
по сохранению наследия Рачинских