Елена Казённова - Святыни Костромы

Наверное, нет страны, понесшей столь невосполнимые потери в духовной жизни, как наша. Революции, перевороты, вскормлённое безверие уверенно делали своё дело. Многого лишилась великая империя, но ещё жива её полузабытая провинция.

Былая, исконная Россия рассыпалась осколками по нашим малым городам, где веками выковывались крепости и храмы. Безграничный среднерусский пейзаж связывает города и вехи, и всё это звенья одной цепи нашей национальной культуры.

Если вы не были в Костроме и её окрестностях, такой пробел необходимо заполнить – это крепкий, заслуженный русский город. XVI–XIX вв. оставили здесь прекрасные памятники архитектуры. Древнейшая постройка – Богоявленский собор, воздвигнутый по слову Ивана Грозного в 1559–1565 гг.

 В годы Смутного времени одиннадцать иноков Богоявленского монастыря, обороняясь от поляков, приняли здесь мученическую смерть. Их мощи, как и основателя монастыря, преподобного Никиты, покоятся в Усыпальнице собора.

Уникальный комплекс Торговых рядов не тронут временем – стоят они с конца XVII в., заняв главную площадь и весь спуск к Волге. В замысловатых лабиринтах Хлебный ряд перетекает в Квасной, Рыбный, Шорный – нет им числа. Но поволжские купцы заботились не только о выгоде: над Рядами высятся купола церкви Спаса с колокольней, придавая месту особенную атмосферу.

Старую невысокую застройку Костромы «взрывает» здание Пожарной каланчи, сооружённой в 1825 году. Местный архитектор П.И. Фурсов угодил и городу, и миру: утилитарное, казалось, здание – а какое великолепие форм и отделки! Недаром Николай I, посещая эти места, именно её отметил: «Такой даже у меня в Петербурге нет».

Русский город, переживший великое число напастей, удивляет сохранностью великолепных строений, недаром Кострома числится заповедником архитектуры русского классицизма XVIII–XIX столетий. Портики-колонны, гордые особняки, затейливые деревянные постройки – ходить по улицам занятие умиротворяющее и увлекательное. Способствует тому немалое число музеев, не отстают и частные – ювелирного искусства, сыра, льна. И не пропустите Дом городского головы Г.Н. Ботникова. Скромный домик в центре Костромы так бы и пропал, если бы не энтузиазм московского бизнесмена и мецената Николая Кузовлева. Он возродил не только дом, но и память о достойном правителе города. В музее собраны картины талантливого костромского художника-пуантилиста Юрия Романова: мы вряд ли узнали его имя, если бы не внимательный взгляд четы Кузовлевых.

Особенным посещением станет Ипатьевский монастырь. Отсюда пошла история дома Романовых. Здесь застала молодого Михаила Романова весть об избрании на царство, и русские государи непременно посещали эти места. Центр монастыря – пятиглавый Троицкий собор с золотыми куполами середины XVII в.

От фресок, иконостаса невозможно оторвать глаз: костромичи Гурий Никитин и Сила Савин выполнили удивительную стенопись, сюжетно связанную с величественным интерьером и насыщенную бытовыми деталями проживаемого народом времени.

Но костромские чудеса одним городом не ограничиваются. Есть ещё и потаённые святыни, например, древнее село Тетеринское.  В конце XIV – начале XV в. оно принадлежало наместнику Коломны боярину Александру Остею, потом было пожертвовано знаменитому Переславскому Горицкому монастырю. В 1722 г. Святейшим Синодом велено «в том селе вместо ветхой деревянной церкви построить вновь церковь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы, да в приделе с тёплою трапезою во имя Николая чудотворца». Заботы о постройке храма принял настоятель Горицкого монастыря архимандрит Лев из рода дворян Юрловых. Каждое лето, от начала строительства до конца 1725 г., он жил в Тетеринском, участвуя в работах наряду с другими: «Из числа денег, коих всех было употреблено на постройку около полуторы тысячи рублей, большую половину Лев употребил свои». Заботами Горицкого настоятеля через три года – чудеса! – Успенский храм уже стоял. Расписывали его художники из села Большая Соль, и стенопись эта – полная библейская энциклопедия, ликующий гимн царствию духа и веры. Фрески, грандиозный резной иконостас, старого письма иконы в дивных серебряных окладах – истинная сокровищница русского искусства. О таких местах силы и духа сказал святитель Феофан: «Атмосфера храма, в котором вместе со всеми его священнодействиями осимволена вся вера наша, атмосфера сия чиста, небесна, божественна».

Тетеринская церковь никогда не закрывалась. Этому «недосмотру» властей мы обязаны сохранению редкого по красоте русского храма.  Среди его святынь – чудотворная Боголюбская икона Пресвятой Богородицы. Во время смертоносного поветрия в конце XVIII в. её обносили с крестным ходом вокруг села, и эпидемия не тронула жителей.

25 марта 1993 г. постановлением Священного Синода под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при Успенской церкви села Тетеринского был открыт женский монастырь. Сегодня здесь подвизаются сёстры из разных концов страны: от Челябинска до Ставрополья, и в обители продолжается жизнь, посвящённая Богу и людям.

Елена Александровна Казённова