О социально-экономических моделях будущего Донецкой народной республики, об ограничениях, спрятанных в Минских соглашениях, а также о возможностях интеграции ДНР в экономическое пространство Российской Федерации – в интервью одного из создателей ДНР и экс-председателя её Народного Совета Андрея Евгеньевича Пургина
– В экстремальном режиме первых месяцев Русской весны 2014 года вы вместе с тогдашним премьером Александром Бородаем успешно решали сложнейшие задачи. В то время несколько актвистов эффективно работали за целые министерства, при этом любой гражданин мог напрямую обратиться к любому руководителю и в кратчайший срок решить свои проблемы. А уже в конце 2014-го, ещё до выборов Александра Захарченко, вдруг всё изменилось, обратная связь исчезла. Когда вы поняли, что в плане госстроительства в ДНР всё пошло не так, как должно?
– Теоретически то, что было сделано до конца 2014 года, должно было начать трансформироваться в адекватную систему в начале 2015-го. Логика была такая: в условиях войны невозможно построить государство снизу, это очень долгий путь. Но можно его построить сверху: принять закон о местных выборах, разделить полномочия и так далее. Вернуться к парламентской республике, с чего мы, собственно, и начинали в мае 2014 года. Увы, получилось так, что политической верхушке оказалось комфортно существовать без обратной связи с народом, без давления снизу и включённых социальных лифтов. Как следствие, уже с лета 2015-го система начала деградировать. Взаимообмен информацией между низом и верхом прекратился.
– Вам возразят: «Критикуешь – предлагай». Как нужно изменить сложившуюся в ДНР систему власти, чтобы она удовлетворяла граждан?
– Боюсь, что меня будут в чём-то обвинять, но мы ограничены Минскими соглашениями. В них есть ограничения, периметр с колышками, между которыми натянута то ли колючая проволока, то ли цветная лента. Площадка, на которой мы можем играть политически, чётко обозначена.
Минские соглашения опираются на районные советы (которые у нас не существуют), они являются базовыми в создании государственного аппарата и системы управления ЛДНР.
Учреждение Народного Совета должно было состояться снизу – через районные советы. Эти схемы чем-то напоминают советские, Европа их считает швейцарскими схемами местных советов. Это попытка убрать региональную элиту и снизить политически накал через снижение количества политиков в республиках. Потому что советы – это увеличение части хозяйственной, административной. Америка сейчас на Украине проводит децентрализацию с целью растворения региональных элит, когда условные Полтава, Миргород, Кременчуг будут разными планетами. Мы находимся в ситуации войны и понимаем, что региональная элита нам нужна, но при этом можем построить схемы власти с опорой на районные советы. Политика – искусство возможного, проще и добиваться нужного нам результата в рамках одобренных ООН Минских соглашений, а не пытаться делать невозможное.
Все в нашем политикуме соглашаются с необходимостью выполнения Минских соглашений, но спрятанные в них возможности госстроительства на основе максимального народовластия не используют. А ведь, работая в рамках этих соглашений, мы можем нужное нам политически декларировать, как это делает Госдума РФ, структурируя информационно-политическое поле и формируя общественное сознание.
Зачем это нужно? Затем, чтобы дать населению ориентиры и обеспечить ответственность представителей политического класса, которых обязательно спросят: вы говорили одно, почему же делаете другое? А у нас принята модель замалчивания, то есть если завтра что-нибудь изменится, то будто бы никто ни за что и не должен отвечать.
Я подписывал документы с голландцами, для которых мы сепаратисты. Вначале они категорически отказывались, их не устраивала формулировка с упоминанием ДНР, в итоге договорились, и под моей подписью значилось: один из членов администрации Донецкого региона. Мы – самостоятельное государство? Разумеется. Но при этом оно находится где? Правильно, в Донецком регионе. Для достижения нужных нам целей не страшно воспользоваться укоренившимися у европейцев представлениями и терминами. Там признаются документы, подписанные с местными администрациями.
Минские соглашения регламентируют внутреннее устройство республик, это инструмент, который мы можем использовать себе во благо. А у нас то ссылаются на мобилизацию и войну, чтобы этот инструмент не использовать, то уверяют в полной приверженности и безальтернативности Минских соглашений …
– В политике России в отношении Украины ставка делается на пророссийского кандидата на пост президента, который должен реально выполнять МС. Однако такого политика пока не наблюдается. Даже если таковой обнаружится и придёт к власти, Запад, учитывая полную финансовую и иную зависимость «Незалэжной», не позволит проводить конструктивную по отношению к ЛДНР политику.
– Говорить об этом нужно несколько в ином ракурсе. На самом деле Россия пытается сохранить международное законодательное поле. Россию нельзя уличить в том, что она первая нарушила какие-то договорённости, их всегда нарушают её контрагенты. Россия свято держит каждое своё обещание, что в этом смысле делает её неприступным утёсом в бушующем океане мирового кризиса. Однако в качественно изменившихся условиях это сыграло злую шутку: мы опутали себя многочисленными соглашениями с Украиной, а она их не намеревалась выполнять.
Мы все знаем, что все годы с момента распада СССР руководство России работало на Украине исключительно с элитами, совершенно игнорируя рядовых граждан. Это грандиозная ошибка в первую очередь потому, что «элиты» на постсоветском пространстве – это те приватизировавшие собственность республик номенклатурщики, которые мечтают лишь о том, чтобы быть частью колониальной администрации. Договориться с такой, управляемой кураторами из США и ЕС «элитой» – занятие безнадёжное. Если же Россия начнёт работать с рядовыми украинцами, гражданским обществом, активно задействует горизонтальные связи, то многое ещё можно исправить.
– Рядовые граждане в большинстве своём считают, что уже поздно. Отказ от проекта Новороссия, сохранение «Незалэжной» – питомника одержимых местью русофобов, уход от проблемы с помощью уловки «Минские соглашения», пресловутая автокефалия УПЦ воспринимаются как полный провал российской политики, закрепление раскола, который по балканскому сценарию программирует неизбежную большую войну…
– Это линейное восприятие ситуации, на самом деле всё сложнее. Сценарии окончательного превращения Украины в Антироссию могут быть сломаны самым неожиданным образом. Вспомните то, что происходило в 2013/14 годах, – никто не ожидал ни такого Майдана, ни последующих событий в Донбассе, который недаром называют «чёрным лебедем». С позиций линейной политологии эти события необъяснимы, и мы можем лишь гадать, где, когда и сколько в следующий раз выпорхнет «чёрных лебедей». У меня нет сомнений, что они уже в полёте…
Есть вещи, которые очень сложно объяснить. Мы имеем дело с многомерными динамичными конструкциями с непредсказуемыми свойствами, а пытаемся представить их в виде линейных графиков. Преждевременно посыпать голову пеплом и уверять себя в том, что всё пропало. Не только мы – весь мир находится в воронке ужасающего социально-экономического кризиса, на глазах рушится всё, казавшееся незыблемым. Если говорить об Украине, тамошний политический класс показал свою полную безответственность, которая обернётся в первую очередь против него же. Антироссийский угар, мобилизационный порыв – это ведь тоже тупик: более радикальные субъекты будут сменять менее радикальных, и так до тех пор, пока они не построят ад на земле, а в аду даже радикалам трудно жить…
Бытовой нацизм уже перерос в государственную идеологию Украины, а такая идеология по своей сути ориентирована вовне, на экспансию, иначе эта идеология начинает деградировать, а её носители уничтожают самих себя и собственную территорию. И не надо забывать: это всё-таки гражданский конфликт, самый тяжёлый из всех возможных, когда столетия спустя сказываются его последствия.
– Пока сама Россия не станет более справедливой, не будет точки сборки Новой Великой Страны. «Какой смысл менять жовто-блакитный (Европейский выбор) на триколор (Русский мир), – спрашивают рядовые граждане, – если в итоге мы получим ту же неорабовладельческую олигархо-паразитарную систему?»
– Во многих государствах, включая Россию, наблюдается откат назад, отказ от социальных обязательств. Однако не следует забывать, что есть ещё эксплуатация народа народом, поэтому разница есть.
В смысле отношения элиты к народу и перспектив развития этих отношений ситуации в РФ и на Украине качественно различны. Всякий раз подъём России начинался с возвращения к принципам социальной справедливости, без этого такой стране просто не выжить в противостоянии с многочисленными врагами.
Сейчас во всех странах есть нужда в новой общественно-экономической формации. Нужны новые общественные отношения, а вот какие – никто не знает. Энергия, не преобразованная знанием и не воплощающаяся в новые формы жизнеустройства, находит деструктивный выход в локальных войнах.
– Вы, будучи сейчас вне актуальной политики, как раз и занимаетесь построением социально-экономических моделей будущего Донецкой народной республики с учётом заложенных в Минских соглашениях ограничителей. Что это за модели?
– У нас дважды в неделю работает условная «партшкола». Её участники выстраивают различные административные, исполнительные, судебные и другие модели, исходя из своих представлений о том, как должна существовать наша республика. Мы индустриальный край, и нам нужно понять наше место в разделении труда. Наша задача: дать стратегические наработки на 10-15-25 лет вперёд, поэтапно обосновать, как экономика региона максимально эффективно может быть встроена в российскую модель. Вытащить нас может базовый машиностроительный кластер, с него нужно начинать, он позволит нам достаточно мягко встроиться в свою нишу.
Главные направления нашей интеграции в экономическое пространство РФ – машиностроение, улучшение логистики, снижение транзакционных расходов в обслуживании граждан плюс попытка минимизировать вывоз угля и максимизировать его сжигание с тем, чтобы продавать готовую электроэнергию.
Россия сегодня активно развивается, реализуются многочисленные выскотехнологичные проекты, в первую очередь, в логистической и транспортной сферах. И в каждый можно встроиться с нашим тяжёлым и лёгким машиностроением.
Беседовал Геннадий Васильевич ДУБОВОЙ