Андрей Пургин - «"Чёрные лебеди" для Украины уже в полёте

О социально-экономических моделях будущего Донецкой народной республики, об ограничениях, спрятанных в Минских соглашениях, а также о возможностях интеграции ДНР в экономическое пространство Российской Федерации – в интервью одного из создателей ДНР и экс-председателя её Народного Совета Андрея Евгеньевича Пургина

– В экстремальном режиме первых месяцев Русской весны 2014 года вы вместе с тогдашним премьером Александром Бородаем успешно решали сложнейшие задачи. В то время несколько актвистов эффективно работали за целые министерства, при этом любой гражданин мог напрямую обратиться к любому руководителю и в кратчайший срок решить свои проблемы. А уже в конце 2014-го, ещё до выборов Александра Захарченко, вдруг всё изменилось, обратная связь исчезла. Когда вы поняли, что в плане госстроительства в ДНР всё пошло не так, как должно?

– Теоретически то, что было сделано до конца 2014 года, должно было начать трансформироваться в адекватную систему в начале 2015-го. Логика была такая: в условиях войны невозможно построить государство снизу, это очень долгий путь. Но можно его построить сверху: принять закон о местных выборах, разделить полномочия и так далее. Вернуться к парламентской республике, с чего мы, собственно, и начинали в мае 2014 года. Увы, получилось так, что политической верхушке оказалось комфортно существовать без обратной связи с народом, без давления снизу и включённых социальных лифтов. Как следствие, уже с лета 2015-го система начала деградировать. Взаимообмен информацией между низом и верхом прекратился.

Вам возразят: «Критикуешь – предлагай». Как нужно изменить сложившуюся в ДНР систему власти, чтобы она удовлетворяла граждан?

– Боюсь, что меня будут в чём-то обвинять, но мы ограничены Минскими соглашениями. В них есть ограничения, периметр с колышками, между которыми натянута то ли колючая проволока, то ли цветная лента. Площадка, на которой мы можем играть политически, чётко обозначена.

Минские соглашения опираются на районные советы (которые у нас не существуют), они являются базовыми в создании государственного аппарата и системы управления ЛДНР.
Учреждение Народного Совета должно было состояться снизу – через районные советы. Эти схемы чем-то напоминают советские, Европа их считает швейцарскими схемами местных советов. Это попытка убрать региональную элиту и снизить политически накал через снижение количества политиков в республиках. Потому что советы – это увеличение части хозяйственной, административной. Америка сейчас на Украине проводит децентрализацию с целью растворения региональных элит, когда условные Полтава, Миргород, Кременчуг будут разными планетами. Мы находимся в ситуации войны и понимаем, что региональная элита нам нужна, но при этом можем построить схемы власти с опорой на районные советы. Политика – искусство возможного, проще и добиваться нужного нам результата в рамках одобренных ООН Минских соглашений, а не пытаться делать невозможное.

Все в нашем политикуме соглашаются с необходимостью выполнения Минских соглашений, но спрятанные в них возможности госстроительства на основе максимального народовластия не используют. А ведь, работая в рамках этих соглашений, мы можем нужное нам политически декларировать, как это делает Госдума РФ, структурируя информационно-политическое поле и формируя общественное сознание.

Зачем это нужно? Затем, чтобы дать населению ориентиры и обеспечить ответственность представителей политического класса, которых обязательно спросят: вы говорили одно, почему же делаете другое? А у нас принята модель замалчивания, то есть если завтра что-нибудь изменится, то будто бы никто ни за что и не должен отвечать.

Я подписывал документы с голландцами, для которых мы сепаратисты. Вначале они категорически отказывались, их не устраивала формулировка с упоминанием ДНР, в итоге договорились, и под моей подписью значилось: один из членов администрации Донецкого региона. Мы – самостоятельное государство? Разумеется. Но при этом оно находится где? Правильно, в Донецком регионе. Для достижения нужных нам целей не страшно воспользоваться укоренившимися у европейцев представлениями и терминами. Там признаются документы, подписанные с местными администрациями.

Минские соглашения регламентируют внутреннее устройство республик, это инструмент, который мы можем использовать себе во благо. А у нас то ссылаются на мобилизацию и войну, чтобы этот инструмент не использовать, то уверяют в полной приверженности и безальтернативности Минских соглашений …

– В политике России в отношении Украины ставка делается на пророссийского кандидата на пост президента, который должен реально выполнять МС. Однако такого политика пока не наблюдается. Даже если таковой обнаружится и придёт к власти, Запад, учитывая полную финансовую и иную зависимость «Незалэжной», не позволит проводить конструктивную по отношению к ЛДНР политику.

– Говорить об этом нужно несколько в ином ракурсе. На самом деле Россия пытается сохранить международное законодательное поле. Россию нельзя уличить в том, что она первая нарушила какие-то договорённости, их всегда нарушают её контрагенты. Россия свято держит каждое своё обещание, что в этом смысле делает её неприступным утёсом в бушующем океане мирового кризиса. Однако в качественно изменившихся условиях это сыграло злую шутку: мы опутали себя многочисленными соглашениями с Украиной, а она их не намеревалась выполнять.

Мы все знаем, что все годы с момента распада СССР руководство России работало на Украине исключительно с элитами, совершенно игнорируя рядовых граждан. Это грандиозная ошибка в первую очередь потому, что «элиты» на постсоветском пространстве – это те приватизировавшие собственность республик номенклатурщики, которые мечтают лишь о том, чтобы быть частью колониальной администрации. Договориться с такой, управляемой кураторами из США и ЕС «элитой» – занятие безнадёжное. Если же Россия начнёт работать с рядовыми украинцами, гражданским обществом, активно задействует горизонтальные связи, то многое ещё можно исправить.

Рядовые граждане в большинстве своём считают, что уже поздно. Отказ от проекта Новороссия, сохранение «Незалэжной» – питомника одержимых местью русофобов, уход от проблемы с помощью уловки «Минские соглашения», пресловутая автокефалия УПЦ  воспринимаются как полный провал российской политики, закрепление раскола, который по балканскому сценарию программирует неизбежную большую войну…

– Это линейное восприятие ситуации, на самом деле всё сложнее. Сценарии окончательного превращения Украины в Антироссию могут быть сломаны самым неожиданным образом. Вспомните то, что происходило в 2013/14 годах, – никто не ожидал ни такого Майдана, ни последующих событий в Донбассе, который недаром называют «чёрным лебедем». С позиций линейной политологии эти события необъяснимы, и мы можем лишь гадать, где, когда и сколько в следующий раз выпорхнет «чёрных лебедей». У меня нет сомнений, что они уже в полёте…

Есть вещи, которые очень сложно объяснить. Мы имеем дело с многомерными динамичными конструкциями с непредсказуемыми свойствами, а пытаемся представить их в виде линейных графиков. Преждевременно посыпать голову пеплом и уверять себя в том, что всё пропало. Не только мы – весь мир находится в воронке ужасающего социально-экономического кризиса, на глазах рушится всё, казавшееся незыблемым. Если говорить об Украине, тамошний политический класс показал свою полную безответственность, которая обернётся в первую очередь против него же. Антироссийский угар, мобилизационный порыв – это ведь тоже тупик: более радикальные субъекты будут сменять менее радикальных, и так до тех пор, пока они не построят ад на земле, а в аду даже радикалам трудно жить…

Бытовой нацизм уже перерос в государственную идеологию Украины, а такая идеология по своей сути ориентирована вовне, на экспансию, иначе эта идеология начинает деградировать, а её носители уничтожают самих себя и собственную территорию. И не надо забывать: это всё-таки гражданский конфликт, самый тяжёлый из всех возможных, когда столетия спустя сказываются его последствия.

Пока сама Россия не станет более справедливой, не будет точки сборки Новой Великой Страны. «Какой смысл менять жовто-блакитный (Европейский выбор) на триколор (Русский мир), – спрашивают рядовые граждане, – если в итоге мы получим ту же неорабовладельческую олигархо-паразитарную систему?»

– Во многих государствах, включая Россию, наблюдается откат назад, отказ от социальных обязательств. Однако не следует забывать, что есть ещё эксплуатация народа народом, поэтому разница есть.

В смысле отношения элиты к народу и перспектив развития этих отношений ситуации в РФ и на Украине качественно различны. Всякий раз подъём России начинался с возвращения к принципам социальной справедливости, без этого такой стране просто не выжить в противостоянии с многочисленными врагами.

Сейчас во всех странах есть нужда в новой общественно-экономической формации. Нужны новые общественные отношения, а вот какие – никто не знает. Энергия, не преобразованная знанием и не воплощающаяся в новые формы жизнеустройства, находит деструктивный выход в локальных войнах.

Вы, будучи сейчас вне актуальной политики, как раз и занимаетесь построением социально-экономических моделей будущего Донецкой народной республики с учётом заложенных в Минских соглашениях ограничителей. Что это за модели?

– У нас дважды в неделю работает условная «партшкола». Её участники выстраивают различные административные, исполнительные, судебные и другие модели, исходя из своих представлений о том, как должна существовать наша республика. Мы индустриальный край, и нам нужно понять наше место в разделении труда. Наша задача: дать стратегические наработки на 10-15-25 лет вперёд, поэтапно обосновать, как экономика региона максимально эффективно может быть встроена в российскую модель. Вытащить нас может базовый машиностроительный кластер, с него нужно начинать, он позволит нам достаточно мягко встроиться в свою нишу.

Главные направления нашей интеграции в экономическое пространство РФ – машиностроение, улучшение логистики, снижение транзакционных расходов в обслуживании граждан плюс попытка минимизировать вывоз угля и максимизировать его сжигание с тем, чтобы продавать готовую электроэнергию.

Россия сегодня активно развивается, реализуются многочисленные выскотехнологичные проекты, в первую очередь, в логистической и транспортной сферах. И в каждый можно встроиться с нашим тяжёлым и лёгким машиностроением.

Беседовал Геннадий Васильевич ДУБОВОЙ