В Москве проходит выставка Архипа Ивановича Куинджи
У любителей изобразительного искусства – праздник: в залах Третьяковской галереи открыта персональная выставка художника Архипа Куинджи. В Лаврушинском переулке необычайно многолюдно – очередь на выставку не уменьшается до позднего вечера: каждому хочется увидеть то, что создал мастер за всю свою жизнь.
Архип Куинджи – мастер высочайшего класса, он пишет так, как никто до него не писал. Главное в его полотнах – свет. «Лунная ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «После дождя», «Закат», «Радуга» – везде главенствует свет. Не просто свет, это свет Божественный, свет евангельский.
Художник пишет Божий мир, Божию природу, которая одухотворена присутствием Создателя, он пишет Божию красоту. Что бы ни создавал Куинджи, в каждом мазке, в каждом штрихе присутствует свет. Именно свет придаёт картинам то неуловимое очарование, без которого они просто не существуют.
Куинджи – глубоко верующий человек, это ощущается в каждой его работе. Он поставил перед собой сверхзадачу – передать через то или иное полотно состояние человеческой души. Вот, например, картина «Днепр утром»: в её «подтексте» легко «прочитать» радужное, возвышенное, ликующее состояние человеческой души на пороге начинающейся жизни.
Другая, небольшая по размеру работа «Сосна» освещена яркими солнечными лучами, но не вся – отдельные её части закрыты густыми ветвями, и солнечный свет туда не проникает. Разве не «читается» здесь состояние человеческой души, которая то радуется, то приходит в отчаяние, то ликует, то омрачается бесовскими искушениями?
Ещё одна сосна. Она стоит на срезе обрыва; её держат толстые корни, которые прямо-таки впились в крутой обрыв. О чём хотел сказать художник, написав эту героиню-сосну? Может быть, о том, что человеку, у которого есть глубокая православная вера, ничто не грозит, он не заблудится в жизни, никакие вражьи искушения ему не страшны? А может быть, здесь есть аналогия с матушкой Россией, которую держат надёжные православные «корни»?
В картине «Осень» я также «прочитал» про жизнь пожилого человека, которого, несмотря на годы, не покидают вспышки радости, открытий, вдохновения, творческих озарений…
Художник написал довольно много картин, на которых изображены горные вершины – «Эльбрус днём», «Казбек», «Вершина Эльбруса, освещённая солнцем», «Горы», «Снежные вершины. Кавказ», «Эльбрус. Лунная ночь». Чем привлекала художника эта тема? Что хотел он сказать? Мне видится, что «подтекст» этих произведений – евангельский. Художник имел в виду высоту духовной жизни человека, который живёт по Христовым заповедям.
«Христос в Гефсиманском саду» – вершина творчества Архипа Куинджи. Он долго вынашивал этот замысел, искал духовный ключ к его решению. На мой взгляд, это произошло в тот момент, когда художник прочитал евангельские слова: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5).
Христос вошёл в тёмный Гефсиманский сад: непроглядная ночь, луны не видно, деревья, кусты, аллея – всё погружено в немую темноту. Среди деревьев и кустов затаились враги, вооружённые кольями и дубинами, пиками и мечами. Их возглавляет Иуда Искариот, он привёл их сюда для того, чтобы они схватили Христа и повели на Голгофу. Он сейчас подойдёт к Нему и поцелует Его – это тот знак, по которому они должны накинуться на Христа.
Христос всё знает, Он знает, что Его ждёт через минуту. Он спокоен, как может быть спокоен в минуту опасности только Господь Бог. Он велик в эти мгновения, как велик всегда. В картине только один источник света – это Сам Иисус Христос. Не нужна луна, не нужны звёзды, не нужны светильники – всё освещает Христос.
Произведение Архипа Куинджи очень современно: в Гефсиманском саду Христа предал Иуда, а сегодня – да и всегда – Его предают многие и многие люди, в том числе и мы с вами. Мы предаём Его своими грехами. Мы не слышим Его и с величайшим самозабвением предаёмся всевозможным беззакониям. Господа предают не только миряне, но и церковные пастыри, которые должны день и ночь радеть о своих словесных овцах. Самый свежий пример – громкое падение стамбульского иерарха.
«Христос в Гефсиманском саду» – гениальное духовное полотно гениального художника. Ему нет равных. Многие русские художники обращались к евангельским сюжетам, но Архип Куинджи – это новая высота в изобразительном искусстве. Никто из русских художников даже не приблизился к планке, которую поднял великий мастер.
Кстати говоря, на мой взгляд, устроители выставки не поняли его главного произведения, не увидели его духовной высоты и поэтому не выделили из всех остальных полотен, не сделали на нём нужный «акцент».
Архип Куинджи – это Николай Гоголь в живописи. Как у Гоголя почти все произведения несут в себе евангельскую «начинку», так и у Куинджи все полотна, за редким исключением, озарены евангельским светом. Оба художника были настоящими христианами, прекрасно знали Священное Писание, и слово Божие было для них самой жизнью.
Куинджи постоянно занимался благотворительностью, это было потребностью его чуткой христианской души. К нему мог обратиться за помощью любой человек, и он никому не отказывал. Продав собственный дом, он повёз двенадцать молодых художников в Европу, чтобы познакомить их с лучшими достижениями мировой живописи. Эта поездка обошлась ему в сто тысяч (!) рублей – сумму для того времени громадную.
«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) – эти евангельские слова можно смело поставить в качестве эпиграфа ко всему творчеству замечательного художника.
Выставка Куинджи продлится в Третьяковской галерее до 17 февраля. Успейте побывать!
Николай Петрович КОКУХИН