Александр Бобров - Кого и как воспитываем?

Под скорбные звуки похорон в Керчи вспомнилось, как на телеканале ОРТ недавно обсуждали начало учебного года в вузах и накапливающиеся проблемы в сфере образования. Был вопрос: чего не хватает сегодня в студенческой жизни? Ответ экспертов был единодушен – студенческой жизни!


Мне запомнилось, как выступил руководитель проекта РосВУЗ Амет Володарский. Он снова обратился к насущному: «Нужна национальная идея. А сегодня национальная идея, как мне кажется, – это в первую очередь дети и старики. Если мы будем понимать, что мы работаем ради наших детей и наших мам и пап, бабушек и дедушек, то многое встанет на места… Вузы сегодня занимаются целыми днями тем, что, вместо того чтобы работать, – отписываются и просто защищаются от Рособрнадзора. Им не хватало все эти годы той самой, помните, как в советские годы, – студенческой жизни, студенческих КВНов, студенческой общности». И в школьной жизни не хватает, и в колледжной!

Золотые слова! Дело тут не в ностальгии по своей молодости. Реально: все задачи по воспитанию и сплочению молодёжи – с вузов сняты. Нет ни наших былых смотров бардовской песни, ни туристских походов с жаждой познания и романтикой неведомых дорог, нет КВНов в полном смысле – есть команды при вузах, участники которых даже деньги порой получают, став профессионалами, борются в каких-то лигах – Москвы, Подмосковья и т.п. А прежде – каждая группа, каждый факультет свои команды выставлял. Я в армии был капитаном ротной команды КВН! Это была всеохватность, а не элитарные состязания. А студенческие отряды? – и заработок приличный, и небывалое сплочение группы, вуза, и познание своих сокурсников: сразу как на ладони, кто надёжный товарищ, а кто шкурник и болтун. Даже картошка дежурная врезалась в память на всю жизнь. В нашей дружной группе просто не мог появиться сектант Росляков.

А сегодня бумаг, методик, проверок, другой мертвечины – с лихвой, а жизни и воспитания – не хватает. Последние события (Керчь – уже страшная концентрация) показывают, его не хватает, повторяю, и в школьной, и в пэтэушной жизни… Ещё в начале лета, перед закрытием сезона, я попросил директора ЦДЛ поставить по традиции (день в день!) два вечера – 19 октября, в честь Лицейского праздника товарищества, и 21 марта, в честь Всемирного дня поэзии. В последний тёплый день бабьего лета мы со студентами МГИК и МосГУ собрались под сводами писательского дома, и вечер удался на славу! 

Он был живым, содержательным, лицейским по духу. Мы оживили и сам ЦДЛ, который был переполнен публикой, потому что в Большом зале проходил вечер А. Галича. Боже мой, ни одного молодого лица! Ни на сцене, ни в зале – даже детей своих старые поклонники Галича не приобщают… А у нас, в Малом – звучал, порой со сбоями, давая петуха, голос юности. Меня как поэта и барда больше всего порадовали выступления первокурсниц литтворчества Алины Горбачёвой и Лизы Марьянко, а ещё гражданственный темперамент третьекурсницы Саши Марченко, которая попросила прочитать не отобранное нами, а только что написанное стихотворение – в продолжение той дискуссии, что вспыхнула в аудитории: так можно что-то сделать, чтобы прервать этот кошмарный сон? Некоторые скептически заявляли: ничего не сделаешь – надо смириться с этим. А Саша горячилась: как же так? – надо будить и сплачивать людей, начиная с малых лет! И с себя…

Где-то взрывы гремят, где-то войны... 
Кто-то крикнул: «Смиритесь с судьбой!» 
Как смириться, когда неспокойно
И что ЭТО – случится с тобой?

Успокойте конкретным ответом:
То в Беслане теракт, то в Керчи – 
Как же можно не думать об этом? 
Люди плачут по близким в ночи! 

И теперь расскажите мне, люди,
Про успех и про чьи-то мечты. 
Мир потухнет, когда мы забудем, 
Что виною всему – я и ты!

Александра МАРЧЕНКО
3-й курс МГИК

Даже в век телепопсы Слово и Книга остаются лучшим воспитателем. Книжный российский союз недавно сумел организовать доставку книг на российскую базу «Хмеймим» (Сирия). Доставку малой библиотеки – 2 тысяч книг более чем 800 наименований самолётом Военно-транспортной авиации осуществили исполнительный директор РКС, секретарь СП России Л. Палько, председатель Союза писателей России Н. Иванов и главный редактор издательства «Вече», заместитель председателя СП России С. Дмитриев. Благодаря этим поступлениям на базе был практически полностью обновлён библиотечный фонд, сформированы мобильные библиотеки для блокпостов. Писательский десант выступил перед бойцами на этих блокпостах, перед личным составом базы в центральном городке, провёл награждение активно читающих и пишущих молодых военнослужащих. Вот – пример телеканалам и соцсетям!

Президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы в ходе заседания дискуссионного клуба «Валдай», сказал о страшной трагедии в Керчи, где стрелок атаковал студентов: «Трагедия в Керчи – результат глобализации, включая соцсети. Всё началось с трагических событий в американских школах», – напомнил Путин. Однако, оговорился президент, не следует полностью перекладывать ответственность на нечто извне: «Мы создаём мало контента в интернете для молодёжи, и она хватает суррогат героизма вместо настоящего», – добавил российский лидер. То есть – вместо подлинного героизма, который наше ТВ не жалует. Зато обратных примеров – с лихвой. Какие претензии к молодёжи, которая – продукт не только интернета, но и бездарной государственной молодёжной и информационно-культурной политики! На ТВ лучшее время отдано скандалам и мерзким личностям, обманам и криминалу. Даже канал «Звезда» не ведёт ежедневной, целенаправленной патриотической работы, зато начал гвоздить трёп-шоу по заданным канонам, с теми же самыми гостями, что и на других каналах.

Показали телерепортаж, как последний памятник советским солдатам, освобождавшим Варшаву, уничтожили польские власти в день первых похорон убиенных в Керчи. Всего по закону о декоммунизации в спасённой нами Польше должны снести 229 памятников. Дежурная фраза в концовке: «Российские власти осуждают и выражают озабоченность». Остались ли публицисты на ТВ? Надо ведь не просто «выражать безпокойство», а призывать власти к ответным действиям, требовать: за каждый снесённый памятник советским бойцам закрывать полякам бизнес в России (даже косвенно польский или имеющий отношение к Польше),  закрыть границу для всего, что имеет «корни» в Польше или следует в Россию через Польшу, сделать так, чтоб ни один поляк не мог попасть в Россию по бизнесу (в том числе Якуб Корейба на федеральные трёп-шоу!), чтобы транснациональные компании не могли завозить свои товары, произведённые на их заводах в Польше, а польские яблоки на стали попадать к нам через Белоруссию – вот тогда будут действенные последствия от всех этих российских «осуждений и выражений озабоченности». Стыдно наблюдать блёклые репортажи, отсутствие внятной публицистики – только Захар Прилепин и Сергей Шаргунов пытаются восполнить зияющий пробел. Даже опытный, но разленившийся телеведущий-сенатор Алексей Пушков начинает «Постскриптум» вяло и никак: «Начнём с трагедии в Керчи…». Эх, публицист – а ещё, помню, приходил в МосГУ проводить мастер-класс для студентов. Чему – такой вот безликой безстрастности? 

Вернёмся в потрясённый город-герой Керчь. Стали показывать дом убийцы, где они с матерью-санитаркой снимали комнату, другие квартиры, где обыски проходили. Нищета! Какую уж такую интернет-подготовку он мог пройти? Откуда у него деньги на современную технику? Кстати, и на оружие – тоже… Бабушка говорит: украл похоронные, а может, секта Свидетелей Иеговы снабдила? Как часто бывает в последнее время, меня поразили коллеги – что журналисты, что писатели. Вечером, по горячим следам, они боялись сказать о главном. Например, в программе «60 минут» – все предложения участников о возврате воспитательной функции школе и вузу, о создании деятельной молодёжной организации наподобие ВЛКСМ, об уменьшении бумажной преподавательской работы в ущерб живому процессу образования – встречали просто яростное сопротивление лауреатов Тэффи – Ольги Скобеевой и Евгения Попова. Ведущие обрывали и перебивали по-хамски: «Кто этим будет заниматься? На кого возложить – на каких-то вожатых? Где взять средства?» Ведущие федерального канала горой встали на защиту преступной статьи Конституции о запрете всякой идеологии. Мнимом запрете, конечно: идеология рынка, всепродажности, либерализма – просто царит в СМИ и во властных структурах.

А тут же и буколические версии стали появляться: «Подозреваемый в совершении массового убийства в Керченском политехническом колледже 18-летний Владислав Росляков накануне опубликовал последнюю запись на своей странице в социальной сети. “Люблю тебя, солнышко”, – сообщил “стрелок” в своём посте на странице “ВКонтакте”, подписав фотографию некой девушки, предположительно являющейся объектом обожания Рослякова». Стала ли неразделённая любовь причиной для совершения акта агрессии и массового убийства в Керчи, покажет следствие, сообщает «ПолитЭксперт»...». Тоже мне – «эксперты»… Они всё описывают ужасы «тоталитарного прошлого», не видят реальности. Сегодня 20 % живут ниже крайней черты бедности, в 40 % семей применяются побои и жестокие наказания ребёнка (исследования официальные!), причём матери наказывают чаще, чем отцы. Госдума при этом разрешила рукоприкладство среди членов семьи. А социал-дарвинизм продолжает насаждаться. Чего ждать и на кого сваливать будем – на Сталина? Или на Пушкина? Как говорят в школе: «А кто уроки за тебя будет делать – Пушкин?».

Александр Александрович 
БОБРОВ