Что общего между архангельским бомбистом и красным террором?
Последний день октября был ознаменован террористическим актом у здания УФСБ Архангельска, который совершил 17-летний подросток, придерживавшийся анархических убеждений. В социальных сетях заговорили о возвращении анархистов-бомбистов конца XIX века.
Ничего удивительного в этом нет. И это не переход террористов из XIX века в XXI, а постоянная константа, идущая в наше время через XX век. И я постоянно говорю: пока мы в наших школах и университетах не создадим атмосферу презрения к любому терроризму, любой революции, любому перевороту, террористические акты будут повторяться всё чаще и чаще.
А то возникает ситуация, что мы боремся в основном с терроризмом заграничным. А наших доморощенных террористов-бомбистов мы, получается, наоборот почитаем. В наших учебниках все эти Халтурины, Перовские, Войковы, Каляевы и прочая нечисть, которая убивала людей, – в ранге героев. Им ставили памятники, их именами названы улицы городов. Получается, что есть чужие террористы (плохие) и есть наши террористы (хорошие). Сволочь, но наша. Мы его не тронем. И нынешняя молодёжь на этом растёт. Пишут, что анархист, подорвавшийся на собственной мине в Архангельске, причислял себя к бомберам, или бомбистам. Но ведь это терминология XIX века, восходящая к так называемой «Народной воле». Он об этой организации начитался не только в интернете, но и в школьных учебниках. А когда мы призываем городские или областные власти убрать имена террористов с городских улиц, то возникают голоса: «Да не надо трогать нашу общую историю! Не надо будоражить общественное мнение!» А это значит, что мы будем и дальше регулярно получать то, что произошло в Архангельске или в той же Керчи.
Сейчас вообще, на основе непростой экономической ситуации в стране и отношению к пенсионной реформе, происходит ренессанс леваческих идей. Коммунисты и иже с ними успешно раскручивают левую идею, которая, как известно, всегда связана с использованием индивидуального и массового террора. По крайней мере, так было в нашей стране. Интеллигенция в своё время рукоплескала всяким Перовским и Засулич, а закончилось это тем, что эти террористы или их идеологические дети пустили эту самую интеллигенцию под нож или в лучшем случае изгнали из страны.
Общество исторического просвещения «Двуглавый орёл» в своё время инициировало акцию общероссийского характера «Улицы России без имён террористов». Мы обращались к главам городов и регионов. Но ни одна улица так и не была переименована. Разумеется, главы муниципалитетов ответственны за это. У властей есть непонимание этой проблемы. С другой стороны, они не хотят вызывать возмущения местных ветеранов. Но они не понимают, что таким образом возникают более серьёзные проблемы в результате такой политики. В нашем обществе нет отторжения терроризма как метода политической борьбы. У нас могут осудить террор исламских радикалов, при этом не понимая, что разницы между террористом-атеистом и исламским террористом – нет.
Любой террор есть террор, кто бы его ни проводил – коммунист или исламист. Красный террор провозглашался советским государством как официальная идеология. Говорят, мол, был и белый террор. Естественно, во время ожесточённых военных действий были проявления террора и с этой стороны. Но вот что интересно, он официально не провозглашался ни одним из белогвардейских правителей. И если красный террор до сих пор превозносят как позитив, то мы таким образом даём карты в руки террористам, а иже с ними анархистам, коммунистам, необольшевикам, неосталинистам и прочим радикалам.
Если такое равнодушное отношение общества будет продолжаться, то нас ждёт историческая шизофрения. Анархист взорвал бомбу у здания ФСБ, в котором наверняка есть портрет Дзержинского, который, в свою очередь, осуществлял государственный террор. И люди, которые сейчас служат в органах госбезопасности, должны это понимать. А если не видеть духовные причины проявления террора, то получается какой-то замкнутый круг. И надо бы из этого круга выходить.
Леонид Петрович РЕШЕТНИКОВ,
заместитель председателя
Общества исторического просвещения
«Двуглавый орёл»