Редколлегия журнала «Русский Дом» - Человек чести и слова

40 дней († 16.09.2018) нет с нами замечательного писателя, постоянного автора «Русского Дома» Николая Михайловича Коняева – председателя Православного общества писателей Санкт-Петербурга, члена редсоветов журналов «Молодая гвардия», «Роман-журнал XXI век», «Проза», «Немига литературная», «Русское воскресение», «Родная Ладога», газеты «Литературный Петербург», почётного гражданина Подпорожского района Ленинградской области и Петровского округа Санкт-Петербурга.

Вот какими словами простилась с ним редакция журнала «Родная Ладога»: «"Россия, будь такой, какой ты нужна Христу", – говорил светоносный батюшка Иоанн Крестьянкин. Конечно, чтобы Россия стала нужной Христу, нужно, чтоб таковым был каждый русский православный человек. Многие годы своей жизни известный русский писатель, мыслитель, петербуржец Николай Михайлович Коняев в своих произведениях, своим жизненным примером, строгим христианским житием показывал и разъяснял нам, каким надо быть, чтобы быть нужным Богу. Разъяснял понятно, с любовью, высоким художественным слогом, с помощью исторических событий и документальных образов. К сожалению, с 16 сентября 2018 года мы говорим о нашем коллеге в прошедшем времени. Но его труды, его литературное наследие, по объёму и значимости сопоставимое с трудами великих русских классиков, будет иметь долгую, очень долгую жизнь. Оно будет востребовано до тех пор, пока жива Россия…».

Николаю Коняеву было 69 лет. Подвижник, секретарь Правления Союза писателей России, член приёмной комиссии СП России, он родился в посёлке Вознесенье на берегу Онежского озера, закончил Литературный институт имени А. М. Горького, работал редактором на киностудии «Беларусьфильм», в издательстве «Советский писатель», в 1986–1988 годах заведовал отделом прозы в журнале «Нева». Свой первый рассказ Николай Коняев опубликовал в альманахе «Молодой Ленинград» в 1974 году. С тех пор его произведения и книги переводились на английский, немецкий, французский, китайский, иранский и сербский языки.

Особо хотелось бы отметить жертвенное служение Николая Коняева Русской Православной Церкви, чьим верным чадом он был до самого конца. Его книги и труды стали для многих соотечественников опорой в деле обретения веры. Достаточно вспомнить созданный им пантеон подвижников Валаамской обители, честное описание эпохи времён преподобного Иринарха Затворника, непревзойдённое жизнеописание преподобного Александра Свирского, блаженной Ксении Петербургской… В течение 25 лет Николай Михайлович активно участвовал в создании и работе Всемирного Русского Народного Собора, Всероссийских Иринарховских чтений, пользовался заслуженным авторитетом в среде православной интеллигенции, а его труды заслуженно отмечены наградами Русской Православной Церкви, Патриаршей литературной премией имени святых Кирилла и Мефодия.

Романы и повести Николая Михайловича Коняева были удостоены премий имени Василия Шукшина, Андрея Платонова, премии ВЦСПС, журналов «Наш современник», «Молодая гвардия», «Север», «Студенческий меридиан», премии «Русская повесть», премии правительства Санкт-Петербурга. За книгу «Подлинная история Дома Романовых» ему была вручена премия имени Валентина Пикуля, за книгу «Апостольский колокол» – отмечен Большой литературной премией России, премиями святого благоверного князя Александра Невского и «Имперская культура» имени Эдуарда Володина, Государственной премией Республики Саха (Якутия) – за весомый вклад в пропаганду и развитие культуры народов республики.

Мы виделись с ним на 13-м Международном книжном салоне в Петербурге, где он представлял православный альманах, вёл круглый стол историков и писателей, был полон сил и новых замыслов. Автор многих книг – «Пригород», «Марсиане», «У тихой воды», «Первые уроки», «Русский хронограф», «Ненайденные клады», «Подвиг митрополита», «Великая северная ревизия», «О себе Ермак известие дал», «Земля, которая помнит всё», «Рассказы о землепроходцах» – он первый пронзительно написал о Николае Рубцове так, что книга его «Вологодская трагедия» в «Элис-Лаке» и автобиография в ЖЗЛ «Молодой гвардии» переиздавались много раз и снискали истинную любовь читателей. Православный, сосредоточенный человек, он не разбрасывался на интриги и пустые споры, но написал полемическую книгу «Солженицын в обвале», созданную под впечатлением работы Александра Исаевича «Россия в обвале». По мнению Коняева, тогдашние попытки Солженицына дать рецепты переустройству России нуждались не столько в пристальном внимании, сколько в критическом осмыслении: «Его беда была в том, что на устроение собственной жизни он потратил больше сил, чем на творчество. Его взгляды и оценки во многом пострадали от того, что были даны “издалека”...». Коняев целиком отдавался творчеству и православному просвещению на Родине.

Вот что он написал о чуде любимого Рубцова: «Когда мы начинаем анализировать приёмы в стихах Рубцова, оказывается, что мы сталкиваемся с набором не очень понятных приёмов. Вот, например, знаменитое стихотворение “Горница”:

В горнице моей светло –

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро,

Молча принесёт воды.

Как может быть светло от звезды? Не может быть. Почему матушка должна взять ночью ведро и идти за водой? Не понятно. Но на самом деле речь идёт не о конкретных бытовых сценах, а он пишет о встрече, о своих мыслях, о душевных переживаниях. Ведь его матушка умерла ещё, когда сам Николай Михайлович был ребёнком. И, конечно же, вода, за которой она пойдёт, – это не просто вода, которой можно помыть пол, чашки, сварить суп, а это вода живая, которая соединяет ушедших из жизни и тех, кто живёт, соединяет семью, народ. Образ этой живой воды постоянно проходит через все стихи Рубцова». 

Живой водой памяти и верности святоотеческим традициям пронизано и всё творчество самого Николая Коняева. Царствие небесное!

 

Редколлегия журнала «Русский Дом»