Светлана Рябова - Иван Шмелёв в Крыму


3 октября 1873 года, 145 лет назад,  родился Иван Дмитриевич Шмелёв

 

Происходивший из купечества сын успешного подрядчика, Иван Сергеевич Шмелёв был воспитан в истовой вере, подлинном патриотизме. Это был писатель, который населил свои произведения набережными Москвы-реки, крестными ходами, юродивыми, болотами, каликами перехожими да купцами разными…

Отец его «кипел» в делах. Дома его видели только в праздники. Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину. Отец уже лежал больной и не был на торжестве.

В 1907 году в Алуште состоялся первый отдых в Крыму семьи Шмелёвых. Семьи необычной… Достаточно сказать, что будущий писатель с женой отправились в свадебное путешествие в Троице-Сергиеву Лавру и на Валаам. На архипелаге в одном из скитов Иван Сергеевич встретился со старцем, предсказавшим ему тяжёлое будущее. Позже сбылось…

В 1917 году грянет Октябрьская революция, начнётся трудное существование. В июне 1918 года, как и многие жители России, надеясь на лучшую жизнь, чета Шмелёвых приехала на дачу С.Н. Сергеева-Ценского в Алушту. Туда же приехал, демобилизовавшись, сын Сергей. Здесь позднее будет переживать чета Шмелёвых тяжелейшие дни гражданской войны.

Рассказы, созданные в Крыму голодающим писателем, сильны. Это произведения «Крест», «Ектрыга», «Виноград», «Стенька-рыбак». Три первых произведения объединяют общие герои и сюжет. Рассказы автобиографичны. «В то лето, первый год революции, я жил у приятеля в Крыму. По дорогам ещё не грабили, в садах и на виноградниках шли работы, приезжие купались, катались под балдахинами, езжали даже на пикники. В городке, внизу, наезжие неизвестные уже начали, правда, разогревать рыбаков и садовников – отбирать дачи у буржуев, но народ был мирный и трудовой, знавший копейке цену: дачку-то получить не плохо, да, пожалуй, про всех не хватит, и без драки не обойтись. Присланные “газовики”, из лазарета, начинали уже трясти сады и выламывать розовые кусты “для барышнев”, но покуда было ещё спокойно». 

Приятель героя рассказа, художник, уже «занялся коровами», стал более практичным. А затем он меняется… Становится резким. Изменился не только художник. Всё вокруг иное. «Кругом были выжженные холмы и балки». «На корявых брёвнах курил-поплёвывал какой-то жигулястый, в матросском тельнике, очень грязном, в сплюснутом картузишке на макушке, рыжевато-веснущатый, худолицый и скуластый».

«Леворюция», «встихи», «кажный день», «ихние»… Такие просторечия кругом. Иван Сергеевич не может не заметить огрубления языка и передаёт это. Авторская же речь на высоте. Описания природы замечательны.

«Поздно вечером мы сидели на открытой террасе, любовались луной и морем. Золотая его дорога, казалось, выбегала за кустами лавровишни, совсем под нами. С гор потянуло бризом, кусты играли, хлестали по золотому морю».

Но среди этой красоты – новый крест убитой штыком крестьянки Марии Хлебниковой 23 лет от роду…

А потом совсем не будет хлеба. Через год жизнь стала ещё хуже. 

Рассказ «Стенька-рыбак» создан от лица доктора, кадета, либерала, который жил и практиковал в Крыму, пока не произошла революция. Финал рассказа – арест главного героя. А озлобленность и голод продолжаются…

И.С. Шмелёв не знал, что его единственный сын расстрелян. В неизвестности вместе с женой они пережили страшный голод в Крыму, выбрались в Москву, затем – за границу по приглашению И.А. Бунина. «Именно там писатель окончательно уверился в гибели сына: врач, сидевший с юношей… и впоследствии спасшийся, нашёл Шмелёвых и рассказал обо всём. Именно тогда Иван Сергеевич решил не возвращаться в Россию» (Е.А. Осьминина «Радости и скорби Ивана Шмелёва»). 

Наша литература после Октября пережила многое. Появились сильнейшие произведения – «Окаянные дни» И.А. Бунина, рассказы 1920-х годов и «Солнце мёртвых» И.С. Шмелёва, «В тупике» В. Вересаева.

Нет теперь у Шмелёва того социального пафоса, что был ранее. Не о «сословных перегородках» или о любви пишет он, а поднимается над событиями. Эпично «Солнце мёртвых» (1923 год). Восклицает писатель: «Бога у меня нет: синее небо пусто». Фразы рваные. Нет логических связей. Язык писателя, который был истинно русским, литературным, содержит теперь словечки разговорные… Иные образы. Один павлин, которого герой прокормить не может, чего стоит. Стал выживать отдельно. Понял, что есть не дадут, одичал, после был съеден другим человеком. Произведение переведено на 13 языков. «Как бы плач по России», – заметил литературный критик Олег Михайлов.

Сохранились письма Шмелёва к И.А. Бунину и К.А. Тренёву. «Где ни быть – всё одно. Можно бы и в Персию, и в Японию. И в Патагонию. Когда душа мертва. А жизнь только известное состояние тел наших, тогда всё равно».

Работа над «Богомольем» спасёт И.С. Шмелёва от последней черты… «Удержала в жизни» – так он напишет позднее. Крымские мотивы уступят место «замоскворецким». Будет создано «Лето Господне». Крупное произведение, вобравшее в себя и службы, и уклад жизни, и язык мастеровых. Всё будет ладно, «коловоротом» таким, точнее, годовым кругом богослужения пройдёт перед читателем…
И будет светлая шмелёвская проза.

Светлана Николаевна РЯБОВА
г. Петушки