Пред нею исцелялись от пьянства и других вредных привычек, получали просимое, жизненно важное. Прелюбодеи оставляли своих любовниц и находили счастье, возвратившись к законным жёнам. Не имевшие жилья, помолившись образу, обретали пристанище. Но в основном помогала икона избавиться от пьянства.
130 лет со дня обретения чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша»
Помнится, в одном старинном русском манускрипте мне попалось восклицание, настолько запавшее в душу, что я даже выписал его на всякий случай: «О несчастный и многажды много несчастный аз! Пианского веселия льстивою лестию льстиво прельщен бысть!». Какой крик души! Сколько отчаяния в этих горьких словах пропойцы! Сколько русских людей могли бы разделить с ним эту скорбь и безутешность! Что и говорить, одна из вечных русских болезней… Но есть простое и чистое спасение!
Вот уже 130 лет от злого пьяного демона спасает верующих русских людей икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша». Скольким она помогла — без счёта!
История её такова. В Тульской губернии доживал свой век один крестьянин, бывший солдат армии Николая I. Он страдал губительной привычкой к пьянству, пропил всё своё имущество, пенсию, утратил способность ходить, а всё равно пил и пил. Однажды он увидел во сне благообразного старичка, который посоветовал ему идти в Серпухов и отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», находящейся в Георгиевском храме Владычнего монастыря. Проснувшись, пьяница подумал: «Чепуха какая-то!». Но старец продолжал ему сниться почти каждую ночь, и тогда уж он одумался, решил послушаться. На четвереньках пополз из своего села в сторону Серпухова. И уже по пути случилось чудо. Он остался на ночлег у сердобольной старушки, та растёрла ему ноги каким-то снадобьем и дальше до самого Серпухова бедолага уже шёл, хотя и на костылях.
Во Владычнем монастыре удивились: «А разве есть такая у нас икона?». Потом вспомнили об одной из икон, висевшей в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. Сняли её, заглянули на обратную сторону и увидели там надпись: «Неупиваемая чаша». Отслужили молебен, после которого бывший пьяница смог ходить и без костылей, а потом до самой смерти был избавлен от пристрастия к водке. Когда же он увидел образ преподобного Варлаама, построившего некогда сей монастырь, то в нём узнал того старца, что приходил к нему во сне.
С той поры люди стали почитать икону, и многие пред нею исцелялись от пьянства и других вредных привычек, получали что-либо не обходимое для жизни. Прелюбодеи оставляли своих любовниц и находили счастье, возвратившись к законным жёнам. Не имевшие жилья, помолившись образу, обретали пристанище. Но в основном помогала икона избавиться от пьянства.
Удивителен был сам образ. По сути дела, это икона «Знамения Божией Матери» с той разницей, что Младенец Иисус помещён внутри чаши, олицетворяющей Святое Причастие. И не случайно, что получить от иконы исцеление или утешение могли только те, кто накануне исповедовался в своих грехах и причастился.
Увы, изначальный образ ныне утрачен. Его постигла участь многих православных святынь, пострадавших в годы сатанинской власти большевиков. В 1919 году Владычний монастырь был закрыт. «Неупиваемую чашу» перенесли в кафедральный собор Николы Белого, где он пребывал до 1929 года, когда беснующиеся безбожники закрыли собор, а все его святыни вынесли на берег реки Нары и сожгли. Тогда же исчез и образ «Неупиваемая чаша». Сведений о его уничтожении нет, и это даёт надежду на то, что когда-нибудь он будет найден.
От изначального образа осталось несколько списков. Они бережно хранились верующими. Но лишь с 80-х годов прошлого столетия стало восстанавливаться почитание иконы. Связано это с деятельностью настоятеля серпуховской церкви Ильи Пророка архимандрита Иосифа (Балабанова). В 1990 году он выступил с предложением восстановить в Серпухове Высоцкий мужской монастырь, основанный в 1374 году самим Сергием Радонежским. В воскресшей обители, став её настоятелем, архимандрит Иосиф восстановил молитвенное служение иконе «Неупиваемая чаша».
А в 1992 году иконописец Александр Соколов создал новый список иконы, ныне известный во всём Православном мире. Он украшен серебряной ризой, а в левый нижний угол вставлена частица пояса Богородицы.
Ныне Иосиф — епископ Биробиджанский и Кульдурский.
30 мая 1997 года Патриарх Алексий II внёс икону «Неупиваемая чаша» в Православный церковный календарь. Впрочем, по каким-то причинам она появилась в календаре только в 1999 году. Для почитания иконы было выбрано 5 (18) мая — день преставления прп. Варлаама Серпуховского. Чудотворными являются два списка иконы, первый находится в Высоцком Богородицком мужском монастыре, второй — в возрождённой с 1995 года Владычней Введенской женской обители. Начиная с 19 августа 2000 года этот второй список время от времени мироточит.
Первое чудо произошло в 1995 году. Какая-то женщина принесла для иконы старинный красивый киот, и в тот же день её сын навсегда бросил пить. С тех пор отмечено множество случаев, когда люди, отслужив молебен перед иконой «Неупиваемая чаша», бросали пить, курить, переставали изменять жене, избавлялись от несправедливого судебного преследования, у них чудесным образом решались сложные жилищные неурядицы.
Вот лишь некоторые свидетельства:
«Пишет Вам письмо Светлана из посёлка Пятиморска Волгоградской области. У меня есть сын Артем (23 го да). В 2001 году он стал наркоманом. Я была в отчаянии, молилась Господу своими словами. Поделилась своей бедой с отцом Геннадием и диаконом Дионисием. Они дали мне адрес вашего Владычного монастыря. Я написала и стала ждать ответа. За несколько часов, как мне получить письмо от Вас, снится мне сон (это было воскресенье, и я намеревалась идти в храм). Вижу во сне: приходит ко мне женщина, красивая и строгая, в красном одеянии, на голове красный капор, отороченный мелким тёмным мехом. Садится за стол, зовёт меня к себе и протягивает мне руку для поцелуя. Я оторопела от её величия и не сразу поцеловала ей руку, а она как бы мысленно мне сказала: "Ишь ты, какая гордыня!".
Но я услышала её слова и мне стало стыдно, что она узнала мои гордые мысли. А потом она встала, взяла меня за руку и сказала мне: "Ты сейчас пойдёшь со мной". И я пошла. Я узнала в этой женщине Богородицу. Наутро мне вручили письмо из вашего монастыря. И наутро я твёрдо знала, что буду сама в Серпухове во Владычном монастыре. Приехала к Вам дней через десять после этого сна. Было начало декабря 2002 года. В монастыре сразу же заказала усиленную молитву за сына и молебен с акафистом. Я уже знала, как молиться Господу о помиловании своего сына. Молилась, читая акафист Пресвятой Богородице по четыре часа в день, и так 40 дней подряд. Несколько ночей я спала в храме монастыря под иконами (в то время в келье было очень холодно, и Вы, матушка, благословили спать в храме). Когда я приехала назад домой — мой сын уже не был наркоманом. Ко всему ещё у нас к этому времени закрылись все места, где продавали детям героин. Так вот по вашим молитвам Господь спас моего сына. С великой благодарностью к Вам и сестрам монастыря, сестра Светлана».
«Я, Николай, проживаю в Тюменской области, в городе Салехарде. У меня было пристрастие к алкоголю и куреву. Впервые я приехал во Владычний Введенский женский монастырь в 2000 году, после этого не пил год. Потом в это время я изменял жене. У любовницы был какой-то юбилей, и мне трудно было ей от казать, чтобы не выпить. После того как я попробовал кагор, стал со временем увеличивать дозы и вернулся к прежним запоям. Хоть никто и не знал, что я пью, кроме жены. Я понимал, что способствует моему возврату к прошлой жизни: причина — прелюбодеяние. Разорвал все отношения с любовницей, перестал изменять жене и в 2002 году ещё раз приехал в ваш монастырь. Был на акафисте «Неупиваемой Чаше» и с этого времени у меня пропала тяга к алкоголю и, не знаю что хуже, куреву, потому что от курева я страдал больше 20 лет. У меня улучшилось самочувствие, поправился на 14 килограммов. Стал читать утренние и вечерние молитвы, один раз в месяц — "Неупиваемой Чаше". Благодарю матушку игумению Алексию и всех монахинь, которые молятся за всех нас грешных».
Простые и трогательные письма! Видно, что люди открыли свои сердца божественной истине, смело пошли в бой против своих грехов и духовных недугов. И за это — предстательством Богородицы — получили благодать.
Александр Юрьевич СЕГЕНЬ