Своим творчеством художник Вячеслав Константинович Стекольщиков не только продолжает традиции великой школы русского реалистического искусства, но и созидает Русский мир. Сегодня мы продолжаем беседу с художником, начатую в предыдущем номере «Русского Дома».
– Вячеслав Константинович, сегодня многие отмечают отсутствие у России объединяющей идеи. Нам необходимо единение общества, а в это время в стране появляются интеллигентные люди с либеральными взглядами, которые презирают свой народ и страну. Каким образом им удалось расколоть общество на два лагеря – на тех, кто хочет, чтобы их дети жили в России, и на тех, кто не хочет?
– Мы не до конца осознали драматизм распада страны, в которой родились, той советской империи, гибель которой изменила мир. Предвидеть это могли только люди, обладающие пророческим даром. Таким пророком, безусловно, был недавно ушедший от нас писатель Валентин Григорьевич Распутин. Всем своим творчеством он предупреждал нас о конце атеистической эпохи России. А в одном из своих драматических произведений «Пожар» показал поведение людей в катастрофической ситуации. Если для большинства пожар – это беда, которую только сообща можно преодолеть, то для кучки мародёров это возможность воспользоваться паникой, прихватить народное добро. Поэтому главной целью распада страны была для них приватизация. Думаю, в этом корни раскола в современном обществе.
Если вся народная, государственная собственность присвоена кучкой лихих людей, то вряд ли надо ожидать от обманутого народа единого порыва в созидании и строительстве неведомо чего, потому что мы не знаем, куда идём. Так и образовались два противоположных лагеря, в которых одни отправляют своих детей туда, где прячут деньги, другие, полагая главной целью ценность человека – Родину, оставляют своих детей в России.
– Для патриотов важно возрождение Православия, из которого сформировалось национальное самосознание русского человека. Либералы два века подряд борются с православными традициями. Где, по-вашему, происходит основной водораздел между патриотами и либералами?
– Противостояние либералов и патриотов – это давнее и, по моему мнению, непримиримое идеологическое противостояние западников и славянофилов. Агрессивное меньшинство западников, прикрываясь либеральными идеями, активизируется в трудные для страны периоды. Их многолетний опыт точно определяет цели, разрушив которые они могли бы осуществить свои планы. И среди этих целей главные – Православие, патриотизм и чувство Родины. Однако либералы не могут это ни разрушить, ни принять.
Что касается интеллигенции, то, мне кажется, большая её часть поражена эпидемией гламурной моды. Модно быть богатым, модно быть в оппозиции к власти, модно не любить всё отечественное. На самом деле это никакая не интеллигенция. Настоящая интеллигенция не имеет ничего общего с массовой модой, тем более гламурной. Она сама создаёт подлинные национальные ценности. А вот за народ тревожно... Доверчивость и любовь к популярным артистам частенько используется для внедрения примитивного мировосприятия.
В России всегда хватало своих мудрых политиков, национально ориентированных, умных реформаторов. Но всякий раз рвущиеся во власть умело соблазняли народ обещаниями, которые не собирались выполнять. Такой власти не нужны были патриоты. Совершенно очевидно, что сегодня произошли серьёзные изменения, и власть делает опору на патриотически ориентированных людей. Но, к сожалению, это происходит только в области внешней политики. Чтобы воспитывать в народе чувство национального самосознания, необходимо повернуться лицом к патриотически настроенным людям во внутриполитической жизни и культуре.
– Не кажется ли вам, что в нашей стране единственное, что духовно и исторически скрепляет народ, – это великая Победа? Многомиллионный марш «Бессмертного полка» доказал, что это очень важный фактор единения страны.
– Я мальчишка войны. В моей памяти суровые лица тех, кто уходил на защиту Родины, пугающие завывания сирены воздушной тревоги и осколки бомб, заменявшие нам игрушки, чувство голода и салют долгожданной Победы. Каждый год я с волнением жду 9 мая – День Победы. Меня удручают неумолимо тающие ряды ветеранов войны – солдат великой Победы. Но марш «Бессмертного полка» вселил надежду на то, что в нас жива историческая память и в мирное время мы единый народ. Если нам удастся передать эти чувства детям и внукам, значит, у России есть будущее.
– Научно-технический прогресс развивается с космической скоростью. А вот нравственное и духовное развитие человека, кажется, давно остановилось. Как так получается: техника совершенствуется, а человек нет?
– Научно-технический прогресс совершенствует голову, а за нравственное и духовное развитие отвечает совсем другой орган. Кто-то указывает на сердце, а кто-то на невидимую и неведомую душу. Многим из нас встречался на жизненном пути человек без образования, но с большой душой. Таких людей мы называем мудрыми. Образованных людей гораздо больше, чем мудрых. «Образованщина», по выражению Солженицына, далека от решений нравственных и духовных задач современного общества. Совершенствование техники и совершенствование человека – совершенно разные вещи. На этот вопрос нет коротких ответов.
– Сегодня нам всем не хватает честности. Помнится, Юрий Гагарин на пленуме ЦК ВЛКСМ смело заявил, что надо восстановить Храм Христа Спасителя, потому что он поставлен в честь победы над Наполеоном. Не побоялся. А нынешняя интеллигенция, видимо, только на кухне способна говорить про то, что коррупция у нас – уже органичная форма управления страной, а либералы сознательно разрушают государственность?
– Напомню высказывание русского писателя Валентина Распутина: «Нужно спасаться самому, и вокруг тебя спасутся люди». Мне этот совет близок. Гагарин, безусловно, был смелым человеком. И, хотя не все современные молодые люди, распивающие пиво возле Кремля, смогли правильно ответить на вопрос: «Кем был Гагарин?» (кто-то назвал его хоккеистом, кто-то затруднился с ответом) – Гагарин был более смелым в деле, нежели в словах.
Я думаю, сегодня смелость и честность в своей профессии важнее смелости в высказываниях. Мы страдаем не от дефицита смелости. Меня больше волнует то, что наше общество не выдержало самого трудного испытания – испытания свободой.
– Было время, когда художники, киноактёры, писатели считали, что их профессия полезна с точки зрения совершенствования человеческих отношений. Сегодня творческие люди разуверились в полезности профессии. У вас есть рецепт, как защитить традиционные культурные ценности?
– Было бы самонадеянно заявить, что у меня есть универсальный рецепт, как защитить классику. Угроза над классическими произведениями искусства нависла в 1991 году. Она явилась, по моему мнению, логическим продолжением коренных перемен, которые должны были изменить нравственный код народа.
Либерализм оказался для нас более разрушительным оружием, чем надоевшая всем опека цензуры и идеологический контроль одной партии. Если у людей с жизненным опытом глумление над классикой вызывает протест, то молодыми людьми, чьё мировосприятие формирует интернет, любое извращение и пошлость воспринимается как норма. Что произойдёт с нашими детьми, если вместо живой классики их душами овладеет виртуальная среда интернета? Когда я стал свидетелем массового порыва народа в марше «Бессмертного полка», то понял, что защита нашей памяти, нашего культурного наследия – это народное дело! Классика – это народное достояние. Мы обязаны её защитить.
Что же касается ответственности художника, то она находится в зависимости от того, что мы избираем в качестве эталонов искусства. Думаю, Аркадий Александрович Пластов чувствовал свою ответственность перед Богом и перед народом. А вот перед кем отвечал Казимир Малевич, осознанно поместив свой «Чёрный квадрат» в красном углу – на месте иконы, можно только догадываться. В большом искусстве случайностей нет.
– Либеральные политики выступают против госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ». Их пугает Православие. Противники либералов выступают за выработку национальной идеологии. Они убеждены, что отсутствие в России национальной идеи – это злой умысел врагов, стремящихся ослабить государство и насадить свои ценности. Нужна ли России идеология?
– Нам часто приходится слышать, будто в России нет граж-данского общества. Это мнение разделяет меньшая часть нашего общества, которая относит себя к либералам. Большая часть общества, в силу приверженности к патриотизму, убеждена в пользе идеологии и тех ограничений, которые защищают нравственные ценности нашего народа. Но очевиднее всего различие между русскими патриотами и либералами проявляется в отношении к Православию. Патриоты ставят духовные ценности выше материальных. Гордыня либералов не допускает приоритета божественных заповедей над законами цивилизации. Любому обществу нужны чёткие правила, кем бы они ни были написаны, в которых сформулированы нравственные приоритеты, – а России тем более.
Беседовал Анатолий Николаевич ГРЕШНЕВИКОВ