Протоиерей Вячеслав Брегеда - О мужском благочестии

Недавно мне задали такой вопрос: «Почему в наших православных храмах мы видим мало мужчин, в основном туда ходят женщины. А в мечетях, к примеру, в мусульманский праздник – сплошь одни мужчины, и многие даже находятся на улицах и площадях и слушают молитвы из громкоговорителей, Кстоят на коленях…»

 

К сожалению, наблюдение это очень верное. Действительно, многие мужчины у нас слишком индифферентны и пренебрегают храмом Божиим. В лучшем случае бывают там по большим праздникам (Пасха, Рождество Христово, Преображение Господне). В другие дни, если и заходят, то только для того, чтобы поставить свечку или перекреститься. Случаются, присутствуют на панихидах, если кто-то из родственников или близких знакомых покинул этот мир. Вот и весь их годовой календарь хождения в церковь. Хотя номинально считают себя православными. 

Поделюсь некоторым своим наблюдением. Среди большинства вполне нормальных нецерковных людей сегодня бытует такое мнение: «Зачем ходить в храм постоянно. Туда чаще всего ходят немощные, пожилые, больные люди, а я ещё вполне здоров (или здорова) и у меня полно дел… Вот доживу до старости, тогда будет видно».

Что тут сказать… До старости доживают далеко не все. Господь забирает и молодых, и в среднем возрасте, и больных, и здоровых. Сколько людей погибает в автомобильных авариях? Поэтому такая «теория» в корне неверна.

Один мой знакомый прихожанин на вопрос: «Почему он ходит в церковь?» – ответил: «Храм помогает мне стать человеком, избегать греховных поступков и удаляться от вредных привычек».

Наша планета представляет собой своеобразный космический корабль, а мы все – его пассажиры или космонавты. Многие из нас не задумываются о том, что мы находимся в полёте, ведут себя по-хамски, обманывают и унижают других, совершают тягчайшие преступления… Полёт запрограммирован на длительное время, на века. Мы не видим Пилота, но кто-то этим кораблём управляет, маневрирует им, предохраняет от столкновения с другими небесными телами, сохраняет атмосферу. Имеются даже серьёзные научные исследования, которые подтверждают всё это. Иначе жизнь на земле могла бы погибнуть в считаные секунды. Однако многие из нас работают на разрушение этого корабля: «повреждают обшивку», всячески загаживают среду собственного обитания… В общем, ведут себя безобразно. И происходит «разгерметизация», планета постепенно приходит в негодность. В оправдание своего неверия нередко заявляют, что, мол, вера христианская, она от евреев, и поэтому нам она не нужна. Что сказать таким людям? Вера наша от Бога, от Господа Иисуса Христа, который принял плоть человеческую, родился от Девы среди еврейского народа, в то время единственного носителя единобожия среди развращённого языческого мира с его многобожием, оргиями и принесением человеческих жертв.

Вера – это, прежде всего, становление человека, приближение к Образу и Подобию Создавшего его, т. е. ко Творцу. Поэтому человек должен стать обожествлённой личностью. Не просто морально-нравственной, а именно обожествлённой, подняться на более высокий уровень, быть с Богом единым целым. Для этого Господь и вочеловечился, чтобы мы не только жили со Христом и обрели Спасение, но и получили ту славу, которую имел у Отца Сам Сын Божий.

Апостолы, получив благодать Святого Духа в день Пятидесятницы, когда на них сошёл Дух Святой в виде огненных языков, разошлись по всему миру проповедовать Евангелие. Так и мы должны быть не просто верующими, но, как и апостолы, нести Благую весть ближним и дальним. Вот главное жизненное направление. Только таким путём происходит правильное становление личности, приближение ко Христу.

Нужно преодолевать свойственную многим лень и индифферентность, понуждать себя к добрым делам, в том числе к хождению в храм. В то же время наша вера не должна быть нарочито показной. В некоторых дореволюционных произведениях описываются случаи, когда человек, нередко с похмелья, надевал русскую узорчатую рубашку, новые сапоги и шёл в храм, чтобы его все видели, и демонстративно ставил свечу. Вот, мол, какой я хороший, благочестивый!

У Ф.М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» «гость из ада», т. е. бес, хвастается перед Иваном, что мечтает воплотиться в толстую семипудовую купчиху, войти в церковь и поставить свечку от чистого сердца… Конечно, такое святотатство – творческий вымысел автора. Но в нём заложен глубокий смысл.

На самом деле предвидение Достоевского очень актуально в наше время. Сегодня немало людей, которые в жизни ищут успеха, достатка, удовольствий, блаженств… И этим очерчен или ограничен их жизненный круг. Ездят по заморским курортам, отдыхают на собственных дачах или виллах где-нибудь, к примеру, на Канарских островах и в этом видят главный смысл жизни. А иногда ради приличия заходят в храм, чтобы поставить маленькую свечечку.

Один святой молился за богатых как за самых несчастных людей. Народная мудрость гласит: «Без Бога не до порога». Это означает, что, выходя из дома или входя в него, перед порогом нужно перекреститься на иконы, чтобы благословение Божие не оставляло нас ни в доме, ни вне него. Вот азы, с которых начинается духовная жизнь.

Вспоминаю одного жителя г. Хотьково, который работал в пожарной части. Храм он посещал не только по праздникам и выходным, но и в будни. Если отсутствовал, значит, был на дежурстве. Я как-то разговорился с ним, и он мне признался, что уже много лет ходит на службы в монастырь и без церкви жить не может.

Муж-молитвенник всегда славился на Руси. Потому что не стоит село без праведника. Мужское благочестие – это, прежде всего, отношение к храму, посещение церкви, а затем уже всё прочее. Поэтому я могу лишь посоветовать нашим невоцерковлённым мужам произвести собственную внутреннюю переоценку и не отставать от воцерковлённых жён. И тогда наши храмы без сомнения «прирастут» мужчинами, и свет Евангелия коснётся многих сердец.

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 17).

Протоиерей Вячеслав Брегеда
Публикацию подготовил 
Владимир Борисович Панков