Елена Решетникова - «Смерть, где твое жало?!»

В год столетия убийства царской семьи более ста тысяч верующих прошли крестным ходом от Храма-Памятника на Крови, возведённого на месте разрушенного дома инженера Ипатьева, где была убита царская семья и её верные слуги, до Ганиной Ямы – места, где были уничтожены останки царственных страстотерпцев. 

Думается, ни одно современное событие или мероприятие не собирает столько участников. Особую торжественность крестному ходу в этом году придала знаменательная дата – ровно сто лет назад, в ночь с 16 на 17 июля, расправившись с царём, тёмные силы ввергли Россию в пучину беззакония, словно открыв врата ада.

Я никогда на участвовала в крестных ходах, но ещё в феврале 2018 года твёрдо знала, что обязательно приму участие в Царских днях в Екатеринбурге и пройду скорбный путь до Ганиной Ямы. И вот я в составе организованной группы, среди представителей Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орёл» из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Челябинска, Новосибирска, Владивостока. К Царским дням приурочено важное событие – выпуск книг о Николае II. Эти замечательные издания – книги Н. Иртениной «Николай II и мятежная Россия: иной ракурс» и К. Капкова «Духовный мир императора Николая II и его семьи» помогают получить правдивое представление о государе и его семье, развенчивают революционную ложь, навязанную стране в начале ХХ столетия и до сих пор живущую в умах и отравляющую души.

Утром 16 июля на Ганиной Яме мы ставим палатку, складируем туда воду и более 800 книг для раздачи участникам крестного хода после его окончания. Тем временем в город съезжаются паломники со всей России. Прибыла большая группа из Сербии, подтягиваются представители других стран. Часть из них собирается у Храма-Памятника на Крови, часть – на Ганиной Яме. С Ганиной Ямы нас везёт таксист, который живо интересуется, а что вообще происходит? Зачем идти крестным ходом, да ещё ночью?

Интересна история самой традиции крестных ходов в нашей стране. Усвоенный по образцу греческой церкви как часть богослужения, крестный ход – это торжественное шествие с крестом, хоругвями и иконами, сопровождаемое благодарственными молитвами или молитвами о милости Божией. Кроме того, крестные ходы совершаются в местах, отмеченных подвигами святых, или там, где были явлены иконы. В справочнике «Православные русские обители» за 1910 год было указано, что в 171 монастыре в то время совершалось 505 ежегодных крестных ходов. «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идёшь под предводительством святых, иконы которых в нём шествуют, приближаясь к самому Господу», – писал в XIX веке святитель Филарет Московский, наставляя участников шествий.

В страшные годы красного террора и богоборчества, казалось, все церковные традиции были не просто уничтожены, но искоренены. Память о последнем русском царе истреблялась всеми возможными способами не одно десятилетие. Ни один русский царь не был так оболган, как Николай II. Поразительна история сохранения памяти о Николае II на уральской земле. 

16 июля 1989 года на пустыре, оставшемся после сноса Ипатьевского дома (Дома особого назначения), собрались люди, чтобы почтить память царской семьи. Самодельные хоругви и чтение канона, изданного Русской Православной Церковью Заграницей, объединили всех, кто в этот день пришёл на Вознесенскую горку. 23 сентября 1992 года архи-
епископ Свердловский и Курганский Мелхиседек (Лебедев) в сослужении нескольких архиереев совершил закладку Храма-Памятника на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. Август 2000 года – царственные страстотерпцы прославлены в лике святых. В сентябре того же года Екатеринбургскую епархию с Первосвятительским визитом посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он освятил строительство Храма-Памятника на Крови, побывал на Ганиной Яме. Благословение Предстоятеля Русской Православной Церкви и его молитва на святом месте дали мощный толчок строительству, которое было завершено спустя три года. 18 апреля 2010 года – нижний придел Храма на Крови во имя святых царственных страстотерпцев освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Алтарь на месте убиения царской семьи и её верных слуг устроен там, где был подвал Дома особого назначения. С июля 1992 года начали совершаться крестные ходы по Царской дороге – пути, по которому в 1918 году везли тела царственных страстотерпцев и их слуг от места убийства до места уничтожения останков на Ганиной Яме. Поначалу участников шествий было немного. В 2000 году в крестном ходе участвовали около 300 человек, к 2002 году – более 4 тысяч человек, в 2012 – порядка 50 тысяч человек, в 2018 – более 100 тысяч человек.

В июле 1991 года в урочище Ганина Яма попечением писателя В.А. Солоухина был воздвигнут поклонный крест. В августе 1993 года установлен второй крест. Несмотря на удалённость святого места от дорог и населённых пунктов, находились люди, которые приходили сюда не ради молитвы, а для того, чтобы сломать крест или киот с иконой (как в сентябре 1997 года). Но были и те, кто каждый раз восстанавливал святыни. В июле–октябре 1993 года были проведены топографические работы по составлению карт местности на руднике Ганина Яма с целью установления точного местонахождения открытой шахты № 7, где огнём и серной кислотой уничтожались тела царственных страстотерпцев и их верных слуг. На сопоставление точной карты-схемы ушло ещё около двух месяцев. Сравнение с картами и схемами, составленными следователем Н.А. Соколовым и генералом М.К. Дитерихсом в ходе расследования 1919 года, подтвердило: место уничтожения святых останков определено верно. В январе 1998 года на Ганиной Яме был установлен и освящён третий крест. В 2000–2003 годы был построен мужской монастырь в честь святых царственных страстотерпцев. Сегодня в монастыре 7 храмов (по числу убитых членов царской семьи: царя Николая II, царицы Александры Феодоровны, княжон Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и цесаревича Алексея).

Вот уже более десяти лет ежегодно на Царские дни в Екатеринбург приходят, приезжают, прилетают десятки тысяч людей. В ночь на 17 июля плотной стеной они стоят на Божественной литургии у Храма-Памятника на Крови, а после – могучей рекой устремляются крестным ходом до Ганиной Ямы. Паломники преодолевают 21 километр за 4-5 часов и приходят поклониться к месту уничтожения останков царской семьи и её верных слуг на Русскую Голгофу, так называют это место на уральской земле.

Ночь на 17 июля 2018 года. На богослужении плечом к плечу стоят около 15 тысяч человек: больше не вместит небольшая площадь перед храмом. И это непросто – толпа напирает со всех сторон, слева и справа то и дело кто-то протискивается, кому-то стало нехорошо, кто-то отстал от группы. Перед нами сияет белый, освещённый мощными прожекторами Храм-Памятник, над нами – чёрный бархатный купол неба с мерцающими звёздами. Торжественно поёт хор. Такое ощущение, что вся земля сейчас на этой службе. Патриарх говорит проповедь о невинных мучениках, безбожно убиенных в годы гонений. Голос его звенит и возвышается, его слушают в полной тишине, и, кажется, его слова проникают в душу каждого: «Сегодня, спустя сто лет, мы пытаемся понять, что же происходило со страной нашей, с народом нашим, с людьми нашими. Как могло случиться это злодеяние, которое до сих пор бередит нашу совесть, заставляет думать о том, откуда взялась эта жестокость и злоба. Это преступление не может быть случайным. Здесь есть некая коллективная вина всего народа. Был круто изменён ход национальной истории, произошёл исторический поворот в жизни Святой Руси, который завёл народ в тяжёлый и страшный тупик. Почему это произошло? Отход от Бога, потеря духовной связи с Церковью, с многовековой традицией народной, увлечение чужими мыслями, взглядами, мироощущением, которые нашей интеллигенцией стали восприниматься как передовые – всё это привело к трагедии в Ипатьевском доме. Народу навязали идею о том, что только кровью можно изменить жизнь к лучшему. Можно ли через насилие построить счастливую жизнь? Невозможно! У нас должен выработаться иммунитет к призывам построить счастливую жизнь через разрушение. Боже, очисти нас, грешных, и помилуй нас. Обнови нас, Господи!».

После литургии начинает формироваться колонна. Посланцы Общества «Двуглавый орёл» в желтых майках, с высоко поднятыми хоругвями очень выделяются на общем фоне – не потеряешься. «Откуда вы, такие жёлтенькие?» – спрашивают нас. Вокруг – священники, монахи, волонтёры в ярких красных майках, сербы в национальной одежде, казаки, старики, дети… Паломница из Омска с чувством рассказывает, что их приход с марта начал путешествие по знаковым местам, связанным с царской семьёй, – они уже побывали в Могилёве, на станции Дно, в Царском селе, в Тобольске. 

Теперь они в Екатеринбурге, а на Ганиной Яме их паломничество закончится. Паломники из Сербии раздают иконы святого благоверного князя Сербского Лазаря. 

Без двадцати минут три колонна начинает движение. Темп изначально задан очень высокий. У меня, как у человека, который впервые участвует в подобном шествии, – рой вопросов: а что, если не выдержу и отстану от группы? Сколько мы будем идти? Дойду ли я до Ганиной Ямы или сойду где-нибудь в середине пути? А как тогда возвращаться? А Патриарх идёт? Да, идёт впереди, держит темп, а ведь ему уже 72 года. 

«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий. Помилуй нас!» – вдруг раздаётся в толпе и мгновенно подхватывается, разлетаясь во все стороны. Поют по очереди – мужчины и, словно отвечая им, женщины. Распев бодрый, очень похоже на то, как пел о. Анатолий «Покаянную песнь» в фильме «Остров»: «Господи, помилуй, Господи, прости! Помоги мне, Боже, крест свой донести!». С молитвой идти легко. Спать совсем не хочется. Людская река течёт, мимо мелькают улицы, площади, мосты. Оглядываюсь: рядом молодая семья катит коляску с ребёнком, в изголовье – икона государя. Другого малыша несёт на руках отец. Впереди группа мужчин средних лет в майках «Челябинское общество трезвости». Справа шагает князь Владимир Трубецкой, высоко подняв флаг общества «Двуглавый орёл». Лицо у него удивлённое, он тоже впервые на крестном ходе. Смотрит с интересом по сторонам, жадно впитывает происходящее. Как хорошо написал один из паломников: «Такого я не видел, думаю, и ни один иностранец не сможет понять душу русского человека, идущего более 20 километров ради возвращения Бога на землю Русскую, ради любви, ради прощения. В какой стране мира возможно, чтобы столько людей сами обременяли себя такими испытаниями? Даже мосты не выдерживали и раскачивались под таким количеством православных паломников!»

В четыре часа начинает светать, и наш крестный ход устремляется на восход. Через два часа половина пути позади. Выходим из города – вдоль дороги встречаются сонные горожане, кто-то с любопытством выглядывает из окон, кто-то залезает на крышу пригородного дома и фотографирует. Не прерываясь, хором поём молитву. Рассвет встречаем в пути, а когда выходим наконец-то из города, яркое солнце начинает бить в глаза. Нелегко тем, кто несёт на плечах иконы. Эти группы по 4 или по 6 человек стараются идти в ногу и не отставать. Пот льётся ручьём, лица у всех сосредоточенные, светлые. Лёгкая дымка в лесу, дорога сужается, темп замедляется, и вот появляется указатель: «Ганина Яма – 5 км». Как, уже? Неужели почти дошли? И вот тут-то ноги начинают прямо-таки катастрофически быстро наливаться тяжестью и подкашиваться. Приходится идти всё медленнее и медленнее. И вот уже группа «Двуглавого орла» где-то впереди, вижу, как удаляются их высоко поднятые хоругви. Рядом идёт, взявшись за руки, молодая пара, катят коляски ещё несколько семей с детьми. Вот у кого сила духа! Эта картина ломает устойчивые стереотипы о том, что в крестных ходах принимают участие немногочисленные немощные бабушки.

Оказывается, последние километры – самые тяжёлые. Кажется, что их не пять, а много больше. 7 часов утра – Ганина Яма. Мы добрались! Уже идёт молебен на территории монастыря. Из громкоговорителей слышен голос Патриарха:
«Высокопреосвященные и Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сестры! Вознося молитву святым угодникам Божиим, мы просим их быть предстателями пред Богом за землю нашу Русскую, за народ наш, за Церковь нашу, дабы Господь оградил Отечество наше, и народ, и Церковь от всякой смуты, от разделений, расколов, от всякой человеческой неправды, дабы хранить нам истину веры и благочестие нашего народа. Верим, что если сохраним это, то сохраним и Россию, и будет страна великой и народ будет процветать. Их молитвами да хранит Господь землю Русскую. Аминь».

А вот и наша палатка. Около неё уже выстроилась очередь. Раздаём уставшим паломникам воду и книги в подарок.
Усталые, но счастливые – мы дошли! И вот тут вспомнились слова дорогого владыки Алексия (Фролова): «Какое самое большое удовлетворение может испытать человек? От чувства выполненного религиозного долга!». Так и есть. 

Объединённые молитвой, общим духовным чувством, более ста тысяч человек прошли крестным путём царя-страстотерпца – это действительно выдающееся событие. Ночной Царский крестный ход 2018 года запомнится мне на всю жизнь. Благодарю Бога, что удостоилась быть участницей этого события. Благодарю всех за единомыслие, дружеское плечо, подбадривающие слова, совместную молитву, за это потрясающее чувство сопричастности и общности, за всё, что удалось пережить во время крестного хода! 

И ещё. Мы шли скорбным путём, но не было уныния. Было радостное, светлое чувство, ведь день, который мы вспоминали, – это не только трагическое событие, но и праздник. Праздник потому, что, приняв мученическую кончину, царская семья была причислена к лику святых и сегодня она вместе с нами в этой молитве и в этом шествии.
«Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?!»
Прости нас, государь!

Елена Леонидовна 
Решетникова