Памятная доска Альфонсу Ребане, штандартенфюреру ваффен-СС,была установлена 22 июня этого года в эстонском посёлке Мустла в Вильяндиском уезде. Вряд ли установка одиозной таблички именно в День памяти и скорби случайна.
Как вообще обстоят дела с изучением истории в Эстонии? Какая роль при её изучении отводится России и русским? Может и должна ли Россия способствовать такому преподаванию истории, при котором невозможны оскорбления в её адрес и прославление преступников? Об этом наш разговор с Родионом Денисовым, публицистом, главным редактором эстонского портала Tribuna.ee.
– Родион Андреевич, сама по себе установка памятного знака эсэсовцу вызывает сомнения в добром здравии её инициаторов. Что это было?
– Провокация это была. Время от времени в республике проходят подобные акции. Официально это не приветствуется. Т.е. как будто установка этого памятного знака – не инициатива эстонского государства, инициатор – какое-то объединение или частное лицо, установили всё это дело на частной территории. Но давайте посмотрим чуть дальше. Очень часто объединения, которые проводят откровенные провокации в адрес России и русских, получают неплохие дотации, в т. ч. из государственного бюджета Эстонии. То есть открыто «как бы» это всё не поддерживается, а фактически идёт всё-таки скрытая поддержка.
Это всё очень хорошо укладывается в общую политику Эстонии, которая уже много лет разыгрывает «русскую карту» везде, где только возможно. Некоторые политики набирают политические очки внутри республики, но, скорее всего, это идёт по договорённостям с очередными «старшими братьями», теперь уже с Запада. Цель: ещё и ещё раз подчеркнуть, заверить старшего брата: «Мы не с Россией, не с этими проклятыми русскими, мы – последний форпост свободного мира и всего прогрессивного человечества на востоке Европы. Любите нас, поддержите – мы очень стараемся быть частью Запада!»
В рекомендации полиции безопасности Эстонии чётко прописано, что гражданам Эстонской Республики не рекомендуется ездить в Россию – особенно на конференции, встречи, семинары и т. п. Складывается впечатление, будто в полиции безопасности думают, что каждый человек, приезжающий в Россию просто ради любопытства или по делам, подвергается идеологической обработке злостных медведей-кагэбэшников в ушанках и с балалайками.
Если открыть крупнейшую газету Эстонии «Postimees», то очень редко можно найти в ней хоть что-то положительное о России. С чемпионата мира по футболу, правда, были нейтрально-положительные новости, но и тут, как правило, с упрёком или осуждением в заголовке. Общее направление простое: с Россией нельзя иметь вообще никаких дел – туда не надо ездить, с Россией не надо торговать, да и вообще делать там нечего.
Хотя не так давно в Эстонии был большой спор в связи с предприятием EVR Cargo, это дочернее предприятие Эстонской железной дороги, которое захотело зарабатывать на российском рынке, сдавая в аренду вагоны. И такой жуткий скандал подняли политики: как так – с Россией дружить?! Сотрудничать с ней?! Зарабатывать?! Так или иначе, предприятие «пробило» необходимый ему контракт, и сейчас оно является одним из самых прибыльных в Эстонии. Оно такие деньги в госбюджет несёт, которые и не снились раньше. И теперь как-то, знаете, благородный гнев поутих – новость прошла и заткнулись.
Но не прекращаются настойчивые попытки приравнять коммунизм к нацизму, а через это сделать уже не СССР, а Россию самым страшным монстром всех времён и народов. Всё чётко и ясно: осудить коммунизм – следующим шагом будет международная легитимизация термина «оккупация» Эстонии со стороны СССР. Осудят «оккупацию» – следующим будет поднят вопрос о том, чтобы нехорошая страна-оккупант забрала своих русских обратно. Они же, получается, «потомки оккупантов», и неважно, что многие из русских живут в Эстонии столетиями. В общем, ликвидируйте последствия оккупации, платите нам компенсации, забирайте свою «пятую колонну» – всё это было, как мы помним, с немцами в Судетах, в Польше, Восточной Пруссии и т. д. Точно так же можно/нужно, по мнению разработчиков этой «человеколюбивой» теории, поступить и с русскими, которые являются проблемой сами по себе, просто потому, что они имеют наглость существовать.
– А как же разговоры об «интеграции русских в эстонское общество»? Они же, помнится, велись…
– После 2007 года, когда перенесли Памятник воинам-освободителям Таллина из центра на Военное кладбище, об этом практически никто и не говорит больше – сейчас говорят о некоем «переплетении». Только ничего от этого не изменилось. Какое там «переплетение»! Ассимиляция – это да, это интересно властям. Перефразируя слова эстонского президента, государство «будет только приветствовать, если каждый русский примет взгляды и обычаи эстонцев, станет учиться и думать на эстонском, т. е. фактически станет эстонцем». А если русский, владеющий эстонским языком, знающий вдоль и поперёк эстонскую культуру и уважающий её, вдруг не хочет становиться эстонцем, предпочитая оставаться самим собой?!
Касаясь образования, нужно сказать, что сейчас идёт активное наступление на русское образование. Пока не доходит до такого маразма, как в соседней Латвии, но общий вектор понятен. Маленький пример. Мой сын заканчивает школу, у них есть предмет «Гособорона», в советских школах он назывался «Начальная военная подготовка, НВП». Так вот, первый же урок эстонский инструктор посвятил теме «За что эстонцы не любят русских».
– Хороший был бы ход, на ваш взгляд, если бы Россия на свои деньги помогла бы русским в Эстонии выучить эстонский язык? Просто организовала бы курсы эстонского, наняв хороших специалистов?
– Боюсь, сейчас реализация подобной программы вряд ли возможна. Во-первых, этому помешает страшная бюрократическая косность российской стороны (согласования, отчёты, ожидание одобрения «сверху» и т. д.). Во-вторых, при существующем отношении к русским это не решит проблему русофобии. Русский Василий Петров может говорить по-эстонски лучше Антона Таммсааре или Тыну Ыннепалу, но пока он остаётся русским, любит свою культуру и язык, своим в Эстонии он не станет ни за что. Скажут, что обучают неправильному эстонскому языку, дают неправильные темы для изучения, ещё что-то – всегда есть возможность прицепиться.
– Таким образом, Россия, страна, с которой граничит Эстония и от сотрудничества с которой эстонские экономика, культура, безопасность только бы выиграли, сегодня в списке главных врагов.
– Да, и этому учат с детства. Планомерно, настойчиво, тупо: «За Нарвой цивилизация кончается» – главный посыл.
Вспоминаю своё школьное детство. Тогда мы имели лучшее представление об истории, чем нынешние ученики. Признаюсь, если бы мой сын не читал запоем историческую литературу, что он делает, видимо, из протеста против школьной программы, то о русской истории он имел бы весьма отрывочные знания. Программа преподавания в русских школах Эстонии не предполагает, по моим наблюдениям, хорошего знакомства с Россией и воспитания в себе доброго и уважительного отношения к ней. И к русским тоже.
Я учился в таллинской 14-й средней школе имени Сергея Павловича Королёва. В прошлые времена туда приезжали космонавты, с нами очень дружил Георгий Михайлович Гречко, а День космонавтики в школе по статусу был главнее всяких седьмых ноября, между прочим. У нас был школьный музей имени Сергея Павловича Королёва. Маленький, но на высоком уровне: он вполне мог быть частью какого-нибудь городского музея. Экспонаты самые разные – космическая еда, личный граммофон Королёва, вещи космонавтов, прекрасные фотографии, интересные документы. Когда я там учился, в школе было две с половиной тысячи человек.
А в прошлом году её закрыли и снесли. Мне об этом сообщили, к сожалению, поздно. Я ходил по уже разгромленной библиотеке, где разбросанные по полу книги были перемешаны с осколками стекла. Несколько культурных обществ буквально плакали: отдали бы нам эту библиотеку, это же самое настоящее сокровище! На полу среди грязи валялись книги Достоевского, Толстого, Пушкина – ужасная картина.
– Т.е. русские лишаются своих корней. Не грозит ли это той самой ассимиляцией? Не станут ли русские презрительно относиться к самим себе? «Я русский забуду только за то, что им говорят за Нарвой».
– Именно так. При существующем положении всё идёт к тому, что в скором времени русский язык просто выродится здесь. Будут переводные эмигрантские газеты с объявлениями о продаже дров и роялей, о частных уроках и услугах адвокатов с дантистами.
Я продолжаю считать и постоянно говорю об этом: чтобы попытаться хоть как-то спасти положение, нужно открыть в Эстонии частные русские гимназии, которые бы работали по российским программам.
– Так вы же сами говорите, что возможны всякие палки в колёса. Возьмёт Эстония и не признает русские учебные программы.
– Ну и что? Зато их признает Россия. Дети получают (в идеале) крепкое классическое образование, а затем едут получать специальность в Россию. А потом уже специалистами, сохранившими в себе основы русской культуры, возвращаются в Эстонию, сохраняя тут полноценную русскую общину. Хорошие специалисты везде нужны. А если эти люди после обучения решат остаться в России, то, думаю, и тут Россия выиграет, т. к. получит образованных соотечественников без всяких «программ возвращения», по которым обычно в страну возвращаются малоквалифицированные кадры.
Второй вариант (мне он нравится больше) – это создание совместной с эстонцами гимназии. Ведь здесь же работает по межправительственному соглашению Немецкая гимназия – давайте создадим и Русскую! Это очень поможет установлению добрососедских отношений, о чём неустанно трубит весь официоз по обе стороны границы. С точки зрения формирования идентичности русского человека это будет очень большой шаг. И хорошо, если эстонский официоз поймёт наконец-то, что эта идентичность не подразумевает враждебности – ни к эстонцам, ни к какому-либо ещё народу. Мы просто хотим быть самими собой – что в этом преступного?
Россия может и должна помочь русским оставаться русскими.
Беседовал
Пётр Михайлович ДАВЫДОВ