Священник Димитрий Шишкин - Учить должны люди особые

Мы рождаемся без личных грехов, в детях явлена наша природная человеческая чистота, но поскольку Адам некогда согрешил, то с этой природною чистотой входят в нашу жизнь и греховные прилоги. И тот путь познания «добра и зла» от которого в лице наших прародителей предостерегал нас Господь, – есть путь неизбежного соприкосновения чистой души с бесовскими прилогами. 

 

А дальше уже вопрос доброй или худой воли человеческой. Или человек, как можно ранее осознав в себе это присутствие греховных приражений, вступит в борьбу с ними (и именно чем раньше вступит, чем более преуспеет в ней и тем меньший потерпит урон), или безсознательно станет склоняться и вкушать от бесовских влияний и постепенно станет омрачать свою душу грехом, пока по самим плодам греха – болезненным и мучительным – не познает, что сделался причастником зла. Но и тогда есть у него выбор: начать противиться злу (что, впрочем, будет уже не так удобно и легко, как в начале, потому что грех и зло при нашем сочувствии им со временем становятся как бы свойством души и освобождаться от них мучительно) или же, не желая бороться, человек и дальше станет увлекаться грехом всё более и погибнет для вечности. Но в любом случае наш путь земной – путь познания добра и зла стал таким именно потому, что нашими прародителями было нарушено запрещение вкушать от древа познания добра и зла. То есть защита и ограждение нас Богом от всякого зла не иначе происходит как посредством послушания Ему. И, напротив, отпадение от благости Божией и увлечение запретными сластями бывает причиной многих страданий и бед. Но такова тайна свободы, которой мы сами вольны воспользоваться во благо или во вред.

У нас сейчас принято с особым усердием выискивать в детях те или иные способности и таланты с тем, чтобы их развивать. И это хорошо, конечно. Но прежде этого следовало бы с помощью родителей и духовника осмысленно и осторожно подходить и к распознанию в ребёнке зачатков тех или иных страстей и греховных наклонностей с тем, чтобы учить его уже сызмальства сознательному и твёрдому, во Христе и со Христом, противодействию им. Противлению, прежде всего, верой в Спасителя и призыванием Его святого имени. Вот первое оружие, которое мы должны дать ребёнку в руки, чтобы он им учился пользоваться с раннего возраста как оружием самым необходимым в той брани, к которой неизбежно призван каждый человек. А если он этой брани будет обучен с детства и будет разумно пользоваться мечом Слова Божьего: мечом решительного отсечения от своей души всякого вражеского прилога и не менее решительного и твёрдого призывания на помощь силы Божественной – вот тогда и только тогда может быть смысл в отыскании и бережном раскрытии и развитии в ребёнке всевозможных талантов и дарований, которые могут послужить не услаждению его тщеславия и самолюбия, а самоотверженному служению Богу и людям. Вот на что нам нужно в первую очередь обращать внимание, если мы действительно хотим постепенно возродить в Отечестве нашем добрую и правую систему образования домашнего, школьного и церковного. То есть систему созидания человека по образу и подобию Божьему.

Я уже говорил как-то и ещё раз повторю, что вместе с обучением грамоте, письму и чтению надо нам учить детей и основам духовной безопасности. Потому что то крайнее расстройство и разлад жизни наших детей, которые мы наблюдаем повсюду и повсеместно – во многом есть следствие неосознанного, но всецелого и воистину ужасающего и губительного погружения их в растлевающую бездну страстей и вседозволенности. И никакие самые совершенные и точные знания не помогут человеку освободиться от этого тягчайшего в мире рабства, так что и сами знания, способности и таланты лишь станут изощрённым орудием служения этим страстям, что лишь усугубит растление и разрушение человеческой жизни в личном и общественном измерении, что мы и видим вокруг.

Но здесь ещё возникает важнейший и существенный вопрос, а именно: кто же будет учить детей этим самым основам духовной безопасности с любовью и тактом, и чутким пониманием особенностей детской души. Это, безусловно, должны быть особые люди. То есть люди, безусловно имеющие призвание и способности к общению с детьми, к воспитанию их. Но, что важнее, эти люди должны быть глубоко и истинно верующими, воцерковлёнными людьми, чтобы их талант воспитателя был проводником не только «душевности», но и Божественной благодати «вся немощная врачующей и оскудевающая восполняющей». Тема эта важнейшая и, можно сказать, стратегическая. Потому что воспитание таких педагогов от Бога не только по своим душевным качествам, но и по действию сознательной и правой веры – это задача государственной важности, если посмотреть серьёзно и глубоко на те вызовы, с которыми сталкивается наш народ и на те ужасающие тенденции, что овладевают миром со скоростью и властью чумового поветрия. Воспитание с раннего детства ясного осознания свой природы, своего высшего призвания, осознания необходимости противостояния греху и последовательного развития в себе добрых навыков и способностей для служения Богу и людям – вот главная задача Церкви, семьи и школы сегодня в отношении наших отроков. 

Причём роль школы здесь особенная потому, что учёба у нас обязательна, контролируется государством и ребёнок так или иначе вынужден погружаться в школьную жизнь. В то же время (понимая, что всякое правильное развитие начинается с жизни семейной) мы должны признать, что сам институт семьи в наше время переживает жесточайший кризис и требовать от современной семьи доброго благочестия мы просто не можем, как невозможно требовать от больного, чтобы он стал вдруг и сразу здоров. И церковная жизнь детей, конечно, связана с добрым произволением родителей, если оно есть. Так что содействовать, помогать православному воспитанию детей мы можем только при условии добровольного обращения их родителей за помощью в Церковь. Школа же в силу своего всеобщего и обязательного характера имеет исключительную возможность содействовать образованию прежде всего в высшем, духовном и нравственном смысле. А уж потом – в учительстве, в снабжении знаниями и навыками техническими, необходимыми для труда и карьерного роста, что конечно, тоже важно, но только при условии правильного и доброго устроения духовно-нравственной жизни. Как говорит святой Николай Кавасила: «Как никому нельзя жить жизнью человеческою, если не получит чувств Адама и человеческих сил к жизни, подобным образом нельзя живущему перейти в блаженный оный мир, если не приготовиться жизнью во Христе, и не будет образован по виду Его и по образу Его». Как важно, чтобы небо духовное стало для наших детей такой же необходимой реальностью, как небо над головой. Само понятие образования без ясного осознания образца, прежде всего духовного и нравственного – невозможно. И это понимание необходимости возвышения человека до осознания и раскрытия в себе Божественного Образа – важнейшая задача Церкви, семьи и школы.

Священник Димитрий ШИШКИН