Одной из главных задач художника Вячеслав Константинович Стекольщиков видит ответственное и самоотверженное служение на благо Родины. Своим творчеством он не только продолжает традиции великой школы русского реалистического искусства, но и созидает Русский мир.
Не зря в тихом провинциальном уголке святой борисоглебской земли он создаёт уникальную панораму «Борисоглебская летопись». В этих картинах художник учит чувствовать прекрасное, несёт здоровое и жизнеутверждающее начало, побуждает человека беречь красоту и внимательно относиться к своему прошлому.
Вячеслав Стекольщиков – академик Российской академии художеств, народный художник России. В конце 80-х годов создаёт творческое объединение «Русская живопись». В 1997 году стал победителем конкурса росписи Храма Христа Спасителя в соавторстве с сыном. В 2009 году награждён Золотой медалью Российской академии художеств. Его работы находятся в Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях России и за рубежом.
– Вячеслав Константинович, ваше художественное творчество даёт возможность приблизиться сельскому человеку к искусству. Не зря в тихом уголке святой борисоглебской земли вы создаёте самобытную панораму «Борисоглебская летопись».
– Не одно лето я живу с семьёй в Борисоглебе. Моя жена Финогенова Млада Константиновна, наш сын Антон и я – все мы московские художники. Прогуливаясь в монастырской тишине, часто задумывался: каждое поколение действительно трудилось и над ландшафтом, и над духовным миром человека, ведь человек складывается не из плоти, а из духовных начал. Примерно шесть поколений строили наш кремль. Одни начинали строить, другие продолжали... Связь поколений не нарушалась. Наши предки построили много городов, и мы, при всём их архитектурном многообразии, в каждом найдём свои значительные черты. Сами соборы, улицы, деревни имели свою узнаваемость. Любая национальная культура потому и узнаваема, что имеет свои песни, танцы, архитектуру. Стыдно, но сегодня мы, русские, не видим ту отличительную красоту в ланд-шафте, в архитектуре, что заложена была нашими предками. Одинаковые безликие по архитектуре дома, посёлки без своего «лица» – разве этим продолжается традиция русских зодчих?!
– Налагает ли сегодняшнее время, отмеченное упадком духовности, какие-либо новые обязанности на художника?
– Задача художника – сохранить реализм как искусство правды, связанное с историей. Наша страна – заповедник реализма. Я побывал во многих странах – в Югославии, Франции, Венгрии, Германии, Болгарии... Знакомился с современным искусством и со многими художниками. Сегодня остро ощущается тяга к реализму. Реализм – это гармония и цвета, и рисунка, и колорита. А авангардизм разрушает гармонию, экспериментирует над формой, включает в себя лишь одну из этих «ветвей». Искусство в России всегда было явлением общественным – глубоко нравственным. Художник своим творчеством должен ставить высокие духовные задачи. Решил их – изобразительное искусство приобретет воспитательное начало, уходя же от них, художник не разбудит человеческой души.
– Художник и воспитатель – призвания вроде как разные, но ведь это только на первый взгляд так. Почему-то сложилась такая тенденция: ни писатель, ни художник, ни композитор не приезжают в сельские школы, клубы, библиотеки. Сельчанину даётся лишь однобокая информация – производственная, экономическая.
– Воспитание человека – дело первостепеннейшей важности. Общаясь с художниками, с их творчеством люди ощущают красоту своей местности. Обратимся к архитектурному ансамб-лю Борисоглебского монастыря. Эта красота досталась нам по наследству, она «входит» в человека подсознательно. Борисоглебская звонница имеет мировое значение. Но её одно время почему-то использовали то под физкультурный зал, то под дискотеку. Культурный досуг молодёжи надеялись решить вандалистским методом. На этой почве из жизненных несуразиц и взросло поколение «отравленных» людей, потерявших ощущение красоты и правильного отношения к наследию. Если нет правильной духовной и нравственной опоры, то без неё человек становится прагматичным. Как разобраться в потоке информации?.. Тут и может помочь человеку художник, то есть человек, обладающий культурой. Деревню Прислониху известной сделали не урожаи, а великий советский художник Аркадий Пластов.
– Где они, Пластовы, сегодня? Где Шишкины? Что происходит сегодня с выставками, их ведь только в Москве можно увидеть? Где художники, воспевающие историю современности?
– Конечно, художнику сложно пробиться к зрителю. Но художники есть! Вот появился в нашей среде выдающийся пейзажист Никита Федосов. Нам, художникам, важно сохранить реализм, зрителям научиться смотреть, разбираться...
– Вячеслав Константинович, помните ли, как родился в вас художник?
– Я начался как художник с того, что в раннем детстве впервые увидел репродукцию картины В. Васнецова «Три богатыря». А в школе учитель математики увидел, как я нарисовал птичку, вызвал родителей, сказал им, что я должен учиться рисовать. Учителю нравилось изобразительное искусство, потому он и заметил, поддержал во мне творческий огонёк.
– Вячеслав Константинович, часто у нас в школах к рисованию относятся как к предмету второстепенному.
– Ваша тревога мне понятна. Но я не совсем согласен с мыслью, что будет художник – будет, мол, и искусство. Важно в школе научиться видеть красоту. А этому может, кстати, научить и учитель по математике, и учитель по литературе, если в нём живёт подвижник. Мои творческие способности открыл ведь не учитель рисования в школе, а математик. Рядом с Пушкиным была Арина Родионовна, и поэту важно иметь такого учителя. У Аксакова была Пелагея-ключница… Культура ведь не для художника. Культура – высшее проявление человека. У нас не дефицит техники, специалистов. У нас дефицит духовности, милосердия, того, что делает человека человеком. Нельзя сельчанина приобщить лишь к производству, ориентировать его лишь на экономику. Ни алгебра в школе, ни экономика на производстве не делают духовным человека. Как соприкоснётся ребёнок с искусством, так и жизнь пойдёт. Надо учить ребят видеть. Мы и выставку в Борисоглебе делали с мыслью: вдруг у ребятишек что-то пробудится. В картине ведь есть вход в глубину...
– Давайте вернёмся к разговору о молодом поколении. У историка Ключевского есть мысль: «У каждого поколения могут быть свои идеалы, у моего свои, у вашего другие, и жалко то поколение, у которого нет никаких». Хочется понять – в чём причина отсутствия идеалов у нынешней молодёжи?
– Идеал должен быть проверен временем. Помним ли мы это? Нет. Мы ограничиваем идеал сегодняшним героем. Но часто за этим следует изменение идеала. И нет тут ничего хуже душевного опустошения. Мы перестали служить истине, забыли, что истина недостижима, к ней можно только стремиться. Это только правда достижима. Забыли, что нравственность канонизирована, а безнравственность нет. Сегодня мы с родителями не поём песни вместе. Произошло разъединение поколений. Но ведь не может быть искусства отдельно для молодёжи. Молодые, потеряв своё «я», превращаются в толпу. Отрываются напрочь от своих корней. Этого они уже и не замечают. Традиции им не нужны, а без корней человек становится перекати-поле, как говорят в народе. Надо дать молодёжи пищу духовную. Пора бороться за преемственность. С отцами мы пели одну песню – в этом было тоже проявление духовности.
– Вячеслав Константинович, какую роль, на ваш взгляд, играет в жизни человека пейзаж?
– Как только человек перестаёт видеть красоту в пейзаже, он относится к нему потребительски. Борисоглебский пейзаж – это и архитектура, и музыка, и история. И всё это взаимосвязано в природе. Убери пейзаж – и пропадает человек. В соприкосновении с красотой он духовно заряжается. Всякий, кто входит в лес, становится и художником, и композитором, и певцом, и поэтом. Важно беречь природу, сохранить врождённую, живущую в каждом человеке потребность в красоте.
Мне вспоминается случай с металлургом, с которого приходилось писать его портрет на заводе. Он сказал, глядя на мою работу: «Я на этом не отдыхаю... Руда, металл – красиво, конечно. Но ты мне пейзаж подай – вот где я отдохну душой». Даже при отсутствии человека пейзаж создаёт мир, жизнь. Посмотрите Шишкина – там на картинах ощущается присутствие человека, там и зритель есть. И пейзаж Левитана – это не просто земля, деревья, вода – это целый мир. Природа – самый добрый, гуманный воспитатель. Беречь её, переживать об общей для отцов и детей песне – святой наш долг.
Беседовал Анатолий Николаевич ГРЕШНЕВИКОВ