Александр Бобров - Донской духовный оплот

Славный Дон-батюшка… Мои дороги часто пролегали по его берегам: путешествовал, выступал и писал о нём как литератор, сплавлялся с сыном от Вёшенской до Старо-Григорьевской на плоту, ловил серебристых судаков и светлых щук на белых донских песках, проехал по местам, запечатлённым Михаилом Шолоховым,

стоял на Шукшинском утёсе, под которым оборвалась жизнь Василия Шукшина на съёмках выдающегося фильма. Не хватало для постижения Дона Ивановича заключительного впечатления – духовного. И этим летом обрёл его.

Добрался от станции Арчида, где останавливается волгоградский поезд, от райцентра Фролово до станицы Ново-Григорьевской, которая видна далеко на подъезде благодаря возвышающемуся храму. Там с 7 утра работает автомобильная переправа. Никакого общедоступного транспорта до монастыря нет. Полевая дорога в распутицу и после дождя бывает непроезжей, многие паломники хаживают пешком около десяти километров. А каково возить строительные материалы? Не случайно упомянул об этом – весь монастырь сплошная стройка, немноголюдная, но впечатляющая. Игумен Савин был назначен сюда в 2007 году. Он пришёл, можно сказать, на развалины, храм екатерининских времён требовал ремонта, а братский корпус и трапезная вообще представляли из себя руины. И вот уже одиннадцать лет не прекращается трудное созидание. Перед моим приездом немногочисленные монахи переселялись в возрождённый братский корпус, освобождая монастырскую гостиницу. Теперь монастырь сможет принимать до сорока паломников.

Игумен работает неустанно, ищет средства («одни и те же помогают – далеко не самые богатые предприниматели»). В новом кабинете игумена со сверхскромной обстановкой мы говорили больше о земных заботах, чем о высоких духовных проблемах, потому как порой вызывает удивление само отношение (даже не знаешь кого – государственной власти, сильных мира сего, самого народа православного?) к таким святым местам.

Когда-то монастырь был одним из четырёх официальных монастырей на попечении Всевеликого Войска Донского. Он не только духовно окормлял казацкое войско, возносил молитвы и совершал обряды, но и выполнял, как сегодня говорят, социальные функции. С давних пор отдалённая обитель предназначалась для жительства казаков, израненных во время боёв и походов. Так, после войны 1812 года монахи лечили вернувшихся с Отечественной войны казаков. В связи со своей отдалённостью обитель имела ещё «значение для Донской области, как исправительное место, куда посылаются духовные, провинившиеся в чём-либо пред церковным начальством, и посылаются по суду гражданской власти. Монастырская братия относится к тем и другим с деликатностию, чем привлекает к себе и к монастырю несчастных», – так сказано в старых описаниях. Многие менялись до неузнаваемости и не хотели уходить из полюбившегося места, хотя жизнь здесь и в те времена была тяжёлая. В 1814 году игумен Иоасаф жалуется на крайнюю ветхость строений: нет ограды, колокольни, кельи обветшали, храм требует ремонта. Войско решает помочь в перестройке обители, выдав до 5000 руб. Огромные по тем временам деньги! А что сегодня, на какие средства строиться? Ведь монастырь имеет не только духовное, но историко-культурное значение. «Копейки нужны по нынешним меркам! – вздыхает игумен Савин. – Миллиона бы четыре хватило, чтобы закончить строительство, ну пять – с крышей если. И можно не всё сразу. Жизнь монастырскую мы сами обеспечим. А стройка, да ещё с таким завозом – как средств раздобыть?»

Эти рассуждения сухопарого и загорелого настоятеля в скромной рясе воспринимались с оттенком даже некоторого абсурда в стране, где сумму в пять вожделенных миллионов для завершения всего многолетнего строительства один министр, ведающий финансами, официально зарабатывает за три месяца. Но есть более вопиющие примеры: зарплата аргентинского легионера «Зенита» Леандро Паредеса, который НЕ ПОПАЛ в сборную Аргентины, составляет 968 493 рублей – почти миллион – не за месяц… а в день! Пятидневная зарплата заурядного футболиста – и возрождённый монастырь! Как это сопоставить и уложить в сознании? – не знаю…

Итак, монастырь был основан в 1693 году, 325 лет назад, иеромонахом Никанором с братиею на берегу реки Дон, в живописнейшем месте, в 10 км ниже станицы Кременской. Понятно, что это один из старейших монастырей Всевеликого Войска Донского и бывшего Дикого поля, но корни его – ещё глубже. По преданию, во времена Ивана Грозного и Ермака Тимофеевича на этом месте в пещере подвизались 7 братьев-монахов, пришедших с Соловков. По одному из них и назвали потом хутор – Саушкин. Так что официальный адрес монастыря: Волгоградская область, Клетский район, хутор Саушкин. 

В 1782 году по благословению Преосвященнейшего Тихона, епископа Воронежского, в монастыре вместо деревянной церкви возводится каменный Вознесенский собор. Прекрасный иконостас в 4 яруса, паникадило, ризы и другую утварь купили на пожертвования Ивана Перфилова. Со временем монастырь разрастался, были выстроены исторические объекты, которые в разном состоянии дошли и до наших дней: кирпичная стена, кельи, трапезная, игуменский дом. Стену тоже восстанавливают. Я спросил у сопровождавшего меня о. Тихона: «Зачем такая мощная стена, ведь уже тогда монастырь не имел оборонительного значения, как древние монастыри на юге Москвы, скажем». Он усмехнулся: «Спокойней как-то: вошёл и очутился в другом мире». Сам брат Тихон (Блинов) родом из этих казачьих мест, с хутора Теркин: «Во мне нет ни капли мужицкой крови: все четыре деда – казаки. Трое сгинули от тех потрясений, которые принесла гражданская война и дальнейшее расказачивание». Потом он прожил тридцать шесть лет в Москве, работал в метрополитене, 16 лет был старостой прихода храма Георгия Победоносца на Лубянском проезде, занимался возрождением и строительством как прораб. Его и в монастырь духовник не отпускал – заверши, мол, начатое. Потом продал квартиру в Марьино и сюда. Спрашивает меня: «О чём писать будете?» – «О монастыре, не о монашеской же жизни рассказывать с налёта!» – «Это верно: монастырь – как семья. Ну, придёшь на праздник, посидишь за столом. А разве узнаешь всю сложную жизнь любой большой семьи?».

У могил «Семи братий» во времена лихорадок и иных хворей молящиеся получали исцеления. В 1859 году жителями станицы Кременской у могил построена каплица (каменная четырёхугольная часовня). Она никогда не запирается: каждый может подняться к семи могилам, помолиться у фрески Вознесения, обозреть окрестные донские красоты.

С приходом советской власти обитель, как и многие другие, была закрыта. Насельников (а их насчитывалось около 80 человек) в 1918 году разогнали. По рассказам, последний живший здесь монах умирает в 1937 году. Правда, уцелело и дошло до наших дней братское кладбище на склоне. В самом монастыре была размещена колония для психически больных, потом детская колония из 150 безпризорников. В 50-е годы власти пытались разрушить и храм, но трос, привязанный к его стене, порвался, а трактор загорелся. Обитель пустовала и по кирпичику разбиралась предприимчивым людом. В 1991 году монастырь был возвращён Церкви. Возрождение Кременского монастыря началось с приезда осенью 1992 года архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа. Через пятнадцать лет чередования настоятелей и был назначен новый наместник – игумен Савин (Аганин).

Главная святыня монастыря – икона Августовской Божией Матери. Она была написана в честь реального события: 18 сентября 1914 г. лик Богородицы в светящемся облике с младенцем на руках явился воинам под польским городом Августов, указав им выход из окружения. Кони сами пошли в направлении её руки.  Так и появился местночтимый образ с пояснением на нём, что «Сия икона сооружена иждивением казачек хутора Клецко-Почтовского о здравии воинов 1915 года 12-го ноября». Фамилии 52 реальных казачек приведены ниже на иконе. В советские годы икону разъяли на две части, чтобы было удобнее прятать (после смерти архимандрита Пантелеимона она хранилась в старом храме райцентра Фролово). Всего в России, на Украине, в Белоруссии написано было около 300 образов Богородицы в светящемся кресте, но этот – именной – особый. Недаром настоятель возил его в Калининград на 100-летие начала Первой мировой и в польский Августов, где много православных. Приезжала в Кременской группа из воюющего Донбасса, сделала фильм об иконе, которую и там считают охранительницей воинов. Так что и армейские структуры могли бы взять монастырь с такой иконой под свою опеку. 

Александр Александрович 
БОБРОВ

Адрес:

403574, Волгоградская 
область, Клетский район, 
станица Кременская (ближайшее почтовое отделение от монастыря), Кременско-Вознесенский мужской монастырь.
Телефон: +7-904-403-00-13.
Реквизиты: Религиозная организация «Кременской Вознесенский мужской монастырь станицы Кременской Клетского района Калачевской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», 
ИНН 3412020918, КПП 345501001, р/с 40703810711240100004 
Калачевское отделение №3952 в Волгоградском отделении ОСБ 8621 г. Волгограда, БИК 041806641,  к/с 30101810100000000647.