Александр Крутов - Слово редактора - Соловки – символ Преображения России

О Соловках я впервые услышал в школьные годы, хотя и родился от них в 60 километрах на материке. И не от учителей, а прочитав есенинские строки: «Всё равно – Архангельском иль Умбою проплывать тебе на Соловки». Это известное северное стихотворение он написал в поездке по Русскому Северу со своим другом поэтом Алексеем Ганиным и будущей женой Зинаидой Райх.

Все мои детские и отроческие годы прошли в Умбе, небольшом рыбацком посёлке на берегу Белого моря, в котором побывал Есенин. Хотя Умба была одним из первых владений Соловецкого монастыря, о Соловках у нас старались не говорить. Потом-то я понял почему: СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения) и СТОН (Соловецкая тюрьма особого назначения) ещё живы были в памяти поморов. На их глазах везли туда узников концлагеря.

С есенинских строк начался мой интерес к Соловкам и к моей родословной, так как я узнал, что мои предки собирали рыбу по Терскому берегу для монастыря.

Ещё тогда меня поразило, что два крупнейших островных монастыря в России – Валаамский и Соловецкий – Спасо-Преображенские. На лоне суровой северной природы как нигде понимаешь призвание человека к обожению, к преображению. Ощущение постоянного соприсутствия Бога в природе Русского Севера, понимание того, что человек в этих местах не может выжить без молитвы, без помощи Бога, накладывает свой особый отпечаток на людей.

Именно преподобному Зосиме во всей полноте был явлен Промысл Божий о Соловках как острове Преображения и камне веры и спасения, воздвигнутом среди волнующейся стихии моря житейского.

Образ Преображения открылся преподобному Зосиме в видении Божественного Света: «Когда же наступило утро, блаженный Зосима вышел из шалаша, и явлено было ему некое божественное видение: всего его пресветлый луч просветил и божественное сияние место то осветило. И ужас обуял его от такого видения. И видит он с восточной стороны огромный и прекрасный храм, возвышающийся над землёй. От этого зрелища переменился в лице Зосима». Так говорится в житии.

В мистическом озарении преподобного Зосимы Божественным Светом Господь Бог открылся ему не только в сиянии Своей Славы, но и в видении Небесного Храма – знамения того Света Преображения, который просветил и озарил учеников Христа на горе Фавор.

Руководствуясь замыслом Божиим, повелел преподобный Зосима «строить большую церковь – святого Преображения Господа нашего Иисуса Христа – на том месте, где было ему видение божественного луча». 

Так трудами и заботами преподобного Зосимы Соловецкие острова – древний центр языческого мира – превратились в острова храма Преображения Господня, а его престольный праздник стал храмовым праздником всего преображённого Поморского края, нового неба и новой земли.

Древний языческий Гандвик скандинавско-финской мифологии («Залив чудовищ», «Колдовской залив») – «море мрака» – преобразился в «Белое море святости», в «Соловецкое море».

Глубинную мистическую связь Соловков с апокалиптическим откровением «нового неба и новой земли», с историческими святынями Православия очень остро чувствовал русский писатель, истинный молитвенник и подвижник Севера Борис Викторович Ширяев: «Вечная жизнь Духа побеждает временную плоть. Безмерное высится над мерным, смертию смерть поправ. Так было на Голгофе Иерусалимской. Так было на Голгофе Соловецкой, на острове-храме Преображения, вместившем Голгофу и Фавор, слившем их воедино».

Святость Соловков имела ответом живой отклик народа. Тысячи и тысячи паломников стремились «поработать преподобным». По словам историка Сергея Васильевича Морозова, «подавляющее большинство богомольцев шло на поклонение не праздно “вместе со всеми”, а “по вере”, “по усердию”, “по обещанию” в надежде на предстательство преподобных».

По монастырскому обычаю богомольцы за время своего трёхдневного пребывания на Соловках должны были обойти всю святую землю Нового Иерусалима, омыться в водах Святого озера (Иордана), взойти на Голгофу, пройти дорогами соловецких святых и подвижников – основателей семи пустынь, которые в своей символике запечатлели гармонию преображённого мира – Обетованной земли Царства Небесного.

Но главное для всех, кто приходил на Соловки на время или навсегда, – это было желание и надежда преобразить душу. Люди шли сюда, чтобы попытаться понять не только смысл жизни, но и смысл смерти.

Соловецкие острова воспринимались человеческим сознанием как бы стоящими на границе двух миров. Земли и воды, Земли и Неба, мира живых и мира мёртвых.

Соловки в народном сознании были символом защиты от всяческих бед и несчастий греховной земной жизни, а монашеский путь отцов Соловецких – прямым путём социального и духовного спасения. В Соловках свершили свой подвиг девяносто четыре православных святых.

Крестьянин, дьякон, автор воспоминаний о жизни, быте, нравственности крестьян Иван Степанович Карпов пишет: «Направление в мой жизненный путь дал мне Соловецкий монастырь».

Образ Преображения стал центральным символом-иконой исторического движения русского народа, направленного на освоение просторов полуночных стран. Богословы отмечают, что по своей глубинной сущности это движение было религиозным исканием «нового неба и новой земли», изображённых в апокалиптических пророчествах Иоанна Богослова. 

Проникнутые Соловецким духом поморы шли на север, в Сибирь. Почти все землепроходцы были с поморской земли. Терпеливый труд и целеустремлённая духовность монахов служили ярким примером живущим в «отражённом свете» поморам. Особость монастырского уклада Соловецкого монастыря определяла весь строй духовных ценностей культуры Русского Севера.

Здесь преображалась не только душа, но и сама природа. Соловки были ярким примером того, что может сделать человек в тяжелейших условиях Севера с Богом в душе.

Здесь, на Севере, издревле таинственно зрело то, что мы выражаем кратко и ёмко, – Святая Русь. Соловки стали пространственной иконой России, Вселенского Православия.
Остров с воздвигнутым на нём монастырём не только отмечал границы Руси, но и служил «ковчегом спасения». В нём виделась духовная твердыня, сущий град или престол Божий, но не на земле, а среди моря. «Святой град среди вод».

Разве не промыслительно, что на Соловках местам и храмам давались сакральные наименования Святой земли: Фавор, Голгофа, храм Преображения Господня, храм Воскресения Христова.

В последние годы всё больше распространяется мысль, что история Соловков отражает историю всей России. Это так, если рассматривать мистический образ России как материка-острова, утверждённого среди вод моря житейского.

В этом смысле в наши дни не происходит ничего принципиально нового. Та же борьба Добра и Зла, веры и неверия, но принявшая новые формы.

В своём духе, в своей крови мы несём священное наследство своих отцов и дедов. Мы не помним их всех, уходящих безконечной цепочкой поколений в глубь столетий. Но все они живут в нас. Значит, мы должны понять и осознать, что для Преображения России Соловки – это символ, труд, боль, борьба, но также – и радость Преображения и Пасхи – светлого Христова Воскресения…


Александр Николаевич КРУТОВ, "Русский Дом", №8, 2018г.