28 августа – Успение Божией Матери
Сегодня святая Церковь приносит хвалу Божией Матери. Успение Её Пречистого тела показывает, какой славой окружает Её небо. Открывая превечное назначение человека, которого Бог сотворил не для греха и смерти, а для любви и света.
Мы помним из Писания, как Моисей после продолжительного общения с Богом принял заповеди и весь Закон, и его лицо сияло таким светом, что израильтяне не могли смотреть на него. Свет, который отражало его лицо, был Божественным светом, являющим присутствие Божие. Для грешных людей было невыносимо видение его лица. Потому что грех и Бог не могут встретиться лицом к лицу друг с другом. Потому Моисей имел покрывало, в котором апостол Павел видит символ духовной слепоты израильского народа. И апостол говорит: если служение закона, которое вело к осуждению и смерти, «было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лицо Моисеево по причине славы лица его преходящей, то не гораздо ли более должно быть славно служение Духа?» (2 Кор. 3, 7-8).
И святая Церковь говорит сегодня: если лицо Моисея, когда он принял простые слова, начертанные перстом Божиим, сияло так, что слава Божия покрывала его тело, насколько большая слава покрывала тело Пречистой, когда Она приняла в Своё чрево Превечное Слово, Сына Божия, восприявшего плоть от Её плоти, освящённую Духом Святым, в то время как сила Вышнего нашла на Неё и осенила всё Её естество. Какая слава охватила тело Приснодевы!
Нигде в Священном Писании не сказано, что тело Божией Матери сияло небесным светом. Но мы знаем, что Сам Христос избрал путь вольного истощания, сокрывая славу Своего Божества. Во время земной жизни Господа Его тело не излучало этот свет. Он был виден только на малое время в день Преображения. Однако Христос был светом мира, светом истинным, просвещающим всякого человека, грядущего в мир (Ин. 8, 12; 1, 9).
Слава Христа должна была быть сокрыта, и точно так же слава Божией Матери. С тем чтобы не умалилась вера во Христа, чтобы не упразднилось смирение Креста и чтобы почитание Божией Матери не стало тем, что принадлежит одному Богу. Как смерть Моисея, смерть Божией Матери должна была быть сокровенной. Более того, когда она наступила, Церковь уже возвестила веру во Христа – Сына Божия, Бога истинна от Бога истинна, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. По причине этой сокровенности, ни в Евангелии, ни в Апостольских Посланиях ничего не говорится об Успении Божией Матери. И в течение первых трёх веков радость Церкви об Успении Её Пречистого тела сохранялась только тайным преданием. Подобало, чтобы прежде утвердилось в мире истинное почитание Воплощения Христова и Пресвятой Троицы.
В час Успения Божией Матери Сам Христос пришёл принять Её Пресвятую душу и вознести её на небо. А Её Пречистое тело было предано архангелам Михаилу и Гавриилу со всем воинством и апостолам и погребено в Гефсиманской веси – прежде чем оно воскреснет на третий день. От Благовещения до Успения, до того момента, когда его окружат архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, это тело исполнено величайшей Божественной славы.
В праздник Успения Божией Матери Церковь благоговейно созерцает жизнь будущего века. Божия Матерь приобщилась в полноте Воскресению Христову, общее воскресение предваряя. Свет этого воскресения уже присутствует в земной жизни святых. И путь Церкви – уготовление своих чад к последнему воскресению, молитвами Богородицы, через тайну Преображения.
В Своей Пречистой плоти, которую Он воспринял от нас, Христос явил на Фаворской горе славу нашего тела как образ того, что будет с нами, когда завершится в полноте наше спасение. Всё творение, не только наше тело, говорят святые отцы, должно преобразиться. Одежды Христа «сделались блистающими» (Мк. 9, 3), белее снега, ясно свидетельствуя, что Христос – Свет мира, и что всё творение станет совершенно новым в Нём.
Христос не перестаёт изливать Свой свет на тела и лица святых – от древности до наших дней. Семь знаменитых старцев видели, как преподобный Макарий Великий сиял небесным светом во тьме своей кельи. В час своей смерти преподобный Сисой собрал братию, и все были свидетелями, как лицо его просияло подобно солнцу, и этот свет увеличился, когда он испустил дух. Ученики преподобного Арсения случайно застали своего авву, молящимся в келье, когда всё тело его было как бы охвачено огнём. Мы все знаем, как сияло лицо преподобного Сергия во время Божественной литургии...
Это сияние святых – продолжение Преображения Христова, через Пятидесятницу, ради уготовления нас предстательством Божией Матери к грядущему воскресению. Ради этой тайны обращён к каждому из нас призыв: «Прославьте Бога в телах ваших» (1 Кор. 6, 20). На горе Преображения апостол Петр от лица Церкви всех веков принёс исповедание: «Господи, хорошо нам здесь быть». А теперь, как воспевает перед святою Плащаницею Церковь: «Петр со слезами вопияше: о, Дево, вижду Тя ясно простерту просту, Живота всех, и удивляюся, в Нейже вселися будущия жизни наслаждение. Но, о, Пречистая, молися прилежно Сыну и Богу Твоему, спастися стаду Твоему невредиму».
Протоиерей Александр Шаргунов