Для меня Александр Васильевич Колчак – личность глубоко символичная. Подлинный герой России, участник трёх тяжелейших войн начала двадцатого столетия: Русско-японской, Великой (Первой мировой) и Гражданской,
признанный в мире ас минного дела, чья система установки минных заграждений использовалась и во Вторую мировую войну, защищая Балтийские рубежи, учёный-гидрограф, исследователь Арктики, выдающийся путешественник, реорганизатор флота, наконец, Верховный правитель России в 1918–20 годы…
Всё это – адмирал А.В. Колчак, чьё имя уже написано золотыми буквами на скрижалях истории. Неудивительно, что нынешние носители бацилл большевизма так его ненавидят. Мне смешно, когда идейные наследники международных преступников, шпионов, присланных к нам в запломбированном немецком вагоне, обвиняют адмирала в том, что он стремился продолжить сражаться с врагами России в составе союзной Британской армии в то время, когда стараниями красной нечисти Русская армия была развалена…
Адвокат Фёдоров, требующий сноса памятника адмиралу в Иркутске, проливает крокодиловы слёзы о трёх десятках заложниках, которых распорядился казнить «назначенный Колчаком командующий», и не печалится о тысячах, казнённых в чекистских застенках, за одну ночь после покушений на Ленина и Урицкого, о десятках тысячах казнённых после Кронштадтского, Тамбовского, Западно-Сибирского восстаний, о почти сотне тысяч убиенных в Крыму на рубеже 1920–21 годов… Не печалится адвокат Фёдоров о многочисленных жертвах ГУЛАГА, о жертвах коллективизации… И это вполне объяснимо: на чаше весов у товарища Фёдорова с одной стороны «красные» жертвы, с другой – «белые», русские, которые, будь их хоть гора до неба, никогда не перетянут «красную» щепоть. Есть такой фильм «Адвокат дьявола» – говорящее название, не правда ли? Уж не про Фёдорова ли он снят?
В марте 2004 года я записал большое интервью с автором памятника адмиралу, выдающимся скульптором, народным художником России Вячеславом Михайловичем Клыковым (1939–2006). Он в то время заканчивал изготовление монумента на Калужской скульптурной фабрике. Я попросил Вячеслава Михайловича рассказать о своей последней работе, о том, какое значение имеет для него личность А.В. Колчака. Вот его ответ: «Прежде всего, это процесс восстановления правды нашей истории, особенно правды о самом страшном её периоде, времени Гражданской войны. Александр Васильевич Колчак – представитель старой воинской школы со всеми её нравственными ценностями, которые царские офицеры несли не только в Русскую армию, но, можно смело сказать, и в мировую культуру. Замысел памятника такой: адмирал встал и крепко задумался. И, конечно же, мы тоже до сих пор мучаемся вопросом: что произошло с Россией? Почему случился кошмар Гражданской войны? Можно говорить о революционной катастрофе, находить какие-то причины, но по большому счёту понять невозможно. Был чудовищный террористический заговор против России, его последствия. И были личности, которые не смирились с происходившим, которые боролись за Россию до последней капли крови. Александр Васильевич Колчак – один из них».
Я же хочу сейчас вспомнить и слова великого Ивана Алексеевича Бунина, опубликованные 7 февраля 1921 года в парижской газете «Общее дело» в годовщину безсудного убийства адмирала: «Настанет день, когда дети наши, мысленно созерцая позор и ужас наших дней, многое простят России за то, что всё же не один Каин владычествовал во мраке этих дней, что и Авель был среди сынов её. Настанет время, когда золотыми письменами, на вечную славу и память, будет начертано Его имя в летописи Русской Земли». И это время настанет, обязательно настанет.
Дмитрий Валерьевич КУЗНЕЦОВ,
член Союза писателей и Союза журналистов России