6 августа – память Святых благоверньх князей Бориса и Глеба
Мы совершаем память первых прославленных в Русской Церкви святых – благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Они – родные братья, дети святого равноапостольного великого князя Владимира. Мученическую кончину они приняли от руки своего старшего брата – «окаянного Святополка», пролившего невинную кровь ради сохранения власти, которой никто не угрожал.
Сегодня мы невольно размышляем о том, как распространяется Церковь Христова. С самого начала Церкви нам показано, что сила проповеди, как говорит апостол, «не в слове, а в правде», в той самоотдаче, где действует Сам Христос. «Как послал Меня Отец, так Я посылаю вас», – говорит апостолам Победитель смерти и ада Христос. И это слово воскресшего Христа, как и присутствие Его в Церкви, – до скончания века. Через апостолов, через всех древних и новых мучеников, через всех святых Господь продолжает Свою проповедь о торжестве жизни, для которой создан человек. Вот почему подвиг святых Бориса и Глеба достигает самых последних времён.
Подвиг этих святых – напоминание нам о том, где мы должны черпать силы для нашей проповеди. «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным», – говорит апостол Павел (1 Кор. 4, 2). От святых благоверных князей как будто не требовалось отречения от веры, но они – мученики за веру, истинные ученики Христовы. Такие, какими показаны они в Евангелии праздника. Речь идёт о первых учениках Христовых. И о самых последних.
Ученики избраны. Они посланы в мир. Но по своей природе мир противостоит проповеди, на которую они посланы. Почему так происходит, если эта проповедь – о любви? Любовь, связующая Христа с Отцом Небесным и учеников со Христом, означает совершенное отвержение себя даже до смерти. Вот почему она абсолютно не приемлется миром, для которого полнота жизни – это то, что, оттесняя других, надо своими собственными силами взять.
Самоутверждение должно с неизбежностью ненавидеть и отвергать самоотречение, как мы видим на примере окаянного Святополка и его святых братьев. Но ещё прежде по этой причине мир возненавидел и отверг Христа, не оставив Ему на земле никакого места, кроме Креста. Поскольку ученики – возлюбленные Господа, которых Он избрал и соединил с Собою, они должны разделить с Ним такое же отвержение.
Потому христиане не должны удивляться, когда их отвергают и ненавидят. Скорее у них должно вызывать тревогу, когда мир находит их своими, ибо мир любит своё. «Горе вам, – говорит Христос, – когда все люди будут говорить о вас хорошо! Ибо так поступали с лжепророками отцы их» (Лк. 6, 26). Церковь, сливающаяся с миром, не может быть названа Христом обществом Его друзей. Печать Креста – знак, по которому будут узнаваться истинные друзья Господа.
«И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками, – говорит Христос. – Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 18-20). Дух Святой говорит устами святого князя Бориса, когда убийцы приближаются к его шатру: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец» и «Совершенная любовь изгоняет страх». Дух Святой говорит устами юного князя Глеба, вспоминающего перед мученической кончиной слова Спасителя: «Меня ради возложат на вас руки, и преданы будете родом и други, и брат брата предаст на смерть». Ненависть и отвержение мира не должны вызывать у учеников смятение и уныние. Наоборот, они должны возрадоваться и возвеселиться, потому что это даёт им возможность явить свою верность Богу и всецелое доверие Ему. Здесь утверждение их принадлежности Христу. Так открывается всесильное свидетельство Духа истины. Сам Дух свидетельствует, и ученики, в той мере, в какой они причастны Ему, являются свидетелями. Писание непрестанно напоминает, что приводить мир к познанию Христа таким, каков Он есть, – не человеческое, а Божие дело. «Плоть и кровь» никогда не могут познать Его как Господа. Это всегда чудо Божией благодати. Слова, дела и более всего страдания христиан будут средством, через которое передаётся свидетельство. Но настоящим Свидетелем будет Дух Святой, поскольку Он Дух Отца и Дух истины.
Дух есть Бог. Это Дух Самовладычный. Обетование, данное ученикам, заключалось не в том, что им дан будет Дух Святой в их распоряжение для помощи в деле проповеди. Дух Святой не есть что-то вспомогательное для Церкви. Обетование Христово дано не Церкви, сильной и успешной в мирском смысле, оно дано Церкви, которая причастна скорбям и уничижению Христову, скорбям, возникающим вследствие верности истине в мире, где господствует ложь. Это обетование заключается в том, что именно в скорбях и уничижении Всесильный Дух Божий будет являть Своё свидетельство о распятом Господе Иисусе Христе, Подателе жизни. Служение Церкви в мире должно следовать образу Того, Кто всё совершает. К такому служению призывают нас апостолы, мученики и пророки, святые страстотерпцы Борис и Глеб, святые царственные страстотерпцы и все новые мученики и исповедники Церкви Русской, и все святые.
Протоиерей
Александр Шаргунов