17 августа 1798 года, 220 лет назад, родился Антон Антонович ДЕЛЬВИГ
Через два века, как и при жизни, имя Дельвига тесно связано с именем Пушкина, даже находится в его тени. Но Антон рано стал писать стихи, а в публикации опередил даже Александра: в 16 лет он отправил своё первое стихотворение в один из литературных альманахов того времени «Вестник Европы». А стихи Антона Дельвига «Прощальная песнь воспитанников…» стала гимном лицеистов. Обращаясь к собрату, Пушкин подчёркивает, как горячо любили лицеисты дух песен. Они, аристократы по крови и западники по образованию – юный цвет России, – любили русскую песню, национальную песню. И тут Дельвиг со своим дивным волнением – был первым!
Уроженец Москвы Антон Антонович учился сперва в частном пансионе, а с 1811 года – в Царскосельском лицее, где ближайшими его товарищами были Пушкин и Кюхельбекер. Учился он из рук вон плохо, и его несколько показная лень служила в кругу лицеистов вечным предметом добродушных шуток. При всём том юный Дельвиг был очень начитан в русской литературе, рано проявил свои поэтические способности и жанровые наклонности – русская песня и романс. Так что первым неустанным творцом песен в народном духе был в парадоксальной России не чисто русский по крови аристократ, который происходил по отцу из старинного, но сильно обедневшего рода прибалтийских баронов. К концу XVIII века, к рождению Антона 6 августа 1798 года, семья Дельвигов настолько обрусела, что сам поэт даже не знал немецкого языка.
Самая ранняя его «Русская песня» датируется 7 сентября 1812 года. После окончания лицея Дельвиг служил в различных министерствах и в Публичной библиотеке, но казённая служба всегда оставалась для него, по существу, посторонним делом. Пушкин с одобрением отмечал свойственную Дельвигу в лучших его стихах «вечную новизну и нечаянность простоты». Гениальное определение: именно это и нужно для песни – нечаянность простоты!
Пушкин писал о его идиллиях: «Какую должно иметь силу воображения, дабы из России так переселиться в Грецию, из XIX столетия в золотой век, – и необыкновенное чувство изящного, дабы так угадать греческую поэзию сквозь латинские подражания и немецкие переводы». Новаторские устремления Дельвига сказались и в том, что он смело вводил в поэзию народно-песенные образы, размеры и настойчиво внедрял в неё такую строгую стихотворную форму, как сонет.
Дельвиг всегда выступал рука об руку с Пушкиным и в 20-е годы был его верным соратником в борьбе с кликой продажных литераторов (Булгарин, Греч и проч.). Человек приветливый и остроумный, внимательный и тонкий критик, незаменимый друг, он пользовался искренним уважением в писательской среде и был зачинателем многих важных литературных предприятий. С 1824 года Дельвиг ежегодно издавал альманахи «Северные цветы», к участию в которых он привлёк всех лучших поэтов. Альманахи имели шумный успех у читателей. В год восстания декабристов он устраивал литературно-музыкальные вечера в своём доме. Компания подобралась недурная – Пушкин, Жуковский, Баратынский, Вяземский, композиторы Глинка и Яковлев. Двоюродный брат поэта вспоминал: «Песни... и романсы певались непременно каждый вечер. В этом участвовал и сам Дельвиг». Да, композиторы перекладывали стихи барона, который называл их подряд, не задумываясь: «Русская песня». Даже долетевший до нас «Соловей» тоже называется «Русской песней». Имеющий автора музыки – Алябьева, он аранжировался потом Глинкой, Гурилёвым и даже... Ференцем Листом. Одно лишь незыблемо – стихи Дельвига, первозданно дошедшие до нас:
Соловей мой, соловей,
Голосистый соловей…
В 1830 году Дельвиг стал редактором «Литературной газеты», которая боролась с казёнщиной, с пошлостью зарождавшейся коммерческой литературы, с безродностью в искусстве. При всём своём отчуждении от политических интересов Дельвигу всё же не удалось избежать столкновений с правительством. Враги «Литературной газеты» без устали подавали на её редактора доносы в цензуру и полицию. Когда в газете был напечатан перевод стихотворения, посвящённого революции 1830 года во Франции, Дельвигу пришлось выдержать оскорбительное для него объяснение с начальником полиции графом Бенкендорфом, который угрожал ему (а также Пушкину и Вяземскому) ссылкой в Сибирь. «Литературную газету» запретили (вскоре выпуск её возобновился, но уже под другой редакцией). Эти события сильно подействовали на Дельвига и даже, как полагали некоторые современники, сыграли роковую роль в его безвременной и скоропостижной смерти, наступившей 14 января 1831 года. Как скорбели о нём друзья и полный сил Пушкин!
В одном литературном словаре написано про Антона Дельвига: «Творчество Дельвига изучено мало и практически – забыто». Но так мог сказать только учёный сухарь, ибо творец, который вошёл в золотой фонд русской поэзии, в сознание народное хотя бы одним стихотворением или одной песней – не может быть забыт! А тут – «Не осенний частый дождичек» и «Соловей», а тут – «Литературная газета», а ещё – посвящения Пушкина. Это ли не залог безсмертия?
Александр Александрович
БОБРОВ