Можно ли любить Христа, но не любить христиан?
Многим известны слова индийского философа Ганди, стремившегося к высокой нравственной жизни: «Я люблю Христа, но не люблю христиан…»
И.К. Будаев, г. Москва
Что мы можем ответить на это? С одной стороны, с этим нельзя не согласиться, видя, какое несоответствие с Христовым учением и какой соблазн для мира представляют нередко многие христиане. Вы помните эти слова апостола Павла: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2, 24).
Но есть и другая, не менее существенная сторона. Тот же апостол в Первом послании к Коринфянам говорит: «Вы – Тело Христово». Этими словами: «члены Тела Христова» и «Тело Христово» апостол обозначает тайну Церкви и тайну нашего соединения со Христом. Подобно тому, как каждый орган в нашем теле имеет своё значение, так каждый христианин имеет значение в живом организме, который есть Церковь. И полнота всех членов составляет то, что апостол называет Телом Христовым.
Патриарх, епископы, священники, диаконы, монахи и миряне являются членами одного Тела, каждый исполняя своё служение для блага Церкви под действием Святого Духа. Об этой тайне непрестанно возвещает апостол, начиная со своего обращения, когда по дороге из Иерусалима в Дамаск, куда он шёл преследовать христиан, он услышал слова, перевернувшие его жизнь: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 4).
Чтобы лучше понять этот образ, зададимся вопросом: что такое моё тело? Это то, благодаря чему я существую в этом мире. Ибо быть в мире означает что-то видимое, ощутимое. То же самое можно сказать о Церкви: Церковь – это то, благодаря чему Христос присутствует в мире. Апостол Павел говорит: Христос есть глава Церкви, которая есть Его Тело. Такое отождествление Церкви с Телом Христовым не есть просто сравнение. Однако глава отличается от тела.
Последуем за мыслью апостола. Возьмём такой пример. Допустим, я родился слепым. Я существую, но не могу вследствие нарушения работы одного органа – глаз – в полноте развиваться и совершенствоваться. И апостол говорит: «Церковь – Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 23). Вот что означает известное святоотеческое определение о Церкви: «всецелый Христос».
Следовательно, любить Христа и не любить христиан – значит не любить Христа. Христа можно любить только с христианами – Его членами. Он не является «всецелым Христом» без нас. Глава без членов не есть тело. Члены без главы не есть тело. Глава – Христос. Мы – члены. Члены получают от головы способность действовать. Наши назначения в теле различны. Разве ноги могут заменить руки? Вся совокупность членов, несмотря на их множество, составляют одно тело. Через нас Христос являет Своё присутствие в мире. И мы должны осознать то, чем призваны быть.
Но неужели это возможно? Да, через Евхаристию, где все мы составляем одно тело. Во время проскомидии священник вынимает из Богородичной просфоры частицу и полагает её одесную просфоры, изображающей Агнца Божия, – той, которая во время Евхаристии даром Духа Святого становится Телом Христовым. Затем девять частиц в честь всех чинов святых, располагая их на дискосе рядом с Агнцем. А после этого вынимает множество частиц согласно именам в записках, поданных в алтарь. Все эти имена едины с именами святых. И с Самим Агнцем. А в конце литургии священник опускает их в евхаристическую Чашу с молитвой: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».
«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 16–17). С каким страхом и трепетом мы должны относиться к Божественной литургии, как дорожить ею, как участвовать в ней, как готовиться к причастию! Чтобы имя Божие славилось, а не хулилось среди язычников.
В последнее время, особенно в связи с приближением скорбной даты – столетия убиения царской семьи – многие снова поднимают вопрос о восстановлении православной монархии в России. И даже уже предлагают для этого то одного, то другого кандидата. Есть ли какие-то реальные возможности осуществления этой идеи? И что более всего препятствует ей?
О.А. Портнова, г. Воронеж
Православная монархия – это замечательно. Но хочется снова и снова повторить: её ещё надо заслужить. Подлинная царская власть, власть помазанника Божия должна быть связана со Христом Царём. Хотя бы в самой малой степени – в устремлённости к единству с Ним. И для более глубокого прояснения её сути необходимо лучше увидеть то, что происходило с Самим Господом.
Вы помните, как в Евангелии Пилат задаёт Христу вопрос, который задавали также и другие: «Ты Царь Иудейский?» В самом ли деле Он Царь иудеев? Вопрос имеет смысл, поскольку уже при виде умножения хлебов люди говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир». И хотели прийти, нечаянно взять Его и сделать царём (Ин. 6, 14–15). А потом, при входе Его в Иерусалим, толпа вышла к Нему навстречу с приветствиями: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12, 13). Вопрос имеет смысл также и потому, что нет ничего царского в этом Человеке Иисусе, стоящем перед римским прокуратором.
На этот вопрос Господь отвечает двояко – и да, и нет. Вначале следует отрицание. Он – не царь, подобный земным царям, и Царство Его не отсюда. Весь этот длинный ряд образов, которыми мы характеризуем царей сего мира, здесь не подходит. Власть, сила, почести, раболепство придворных, красивые одежды, земельные владения, замки, сундуки, набитые золотом и серебром, – всё это не про Него. Всё это надо отбросить, если мы хотим иметь правильное представление о том, какого рода Царём является Христос и каково Его Царство.
Но мы слышим и утверждение: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 37). Христос – Царь, потому что Он – носитель истины, потому что Он открывает истину, потому что Он – сама Истина. И Пилат спрашивает Его: «Что есть истина?». Господь не даёт ему ответа, потому что Пилат не в состоянии понять. Он отказывается понять. Но для тех, кто хочет понять, будет дано Евангелие. От первой до последней строки оно изображает Царство, которым запечатлена Личность Христа.
Это Царство состоит из любви. Оно – отражение и конкретное явление Отчей любви к людям. Глубокой, непоколебимо верной, безкорыстной любви. Это Царство состоит из служения. Царь Христос – Царь Слуга. Он склоняется перед Своими учениками и умывает им ноги. Он первый встаёт на их защиту. Это Царство состоит из страдания. Царь Христос любит нас до страдания за нас. Он свидетельствует о истине Своей любви и о истине Своего Божественного Царства, вольно принимая страдания даже до Креста.
Царство Христово – Царство, дающее жизнь. Оно делает живыми тех, кто его ученики. Оно не делает никого хуже, но одаряет благородством тех, кто являются его подданными. Тот, Кто любит нас и Кто избавил нас от наших грехов Своею Кровью, соделал нас царственным священством и священниками Бога Живого. И Откровение добавляет: «Ему слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откр. 1, 6–7). Будет плач в день, когда Царство Христово не будет более сокрыто, но воссияет славой Бога.
Восплачут все отвергавшие Христа, потому что Он не был тем Царём, каким они хотели Его видеть. И возрадуются все, кто уже на земле предощущал Его Царство и веровал Человеку, смиреннейшему среди смиренных, что Он воистину Сын Божий, Творец неба и земли, Спаситель человечества, Царь по образу Божию. Царь царей. Принадлежим ли мы к их числу? Понимаем ли мы, почему тропарь, прославляющий подвиг святого царя Николая II, заслужившего Небесное Царство, начинается словами: «Царства земнаго лишение»?
Почему Воскресение Христово называют кратким символом нашей веры?
С.В. Кондурова, г. Псков
Потому что во всех членах Символа веры присутствует тайна Воскресения Христова. Она – в тайне Пресвятой Троицы, в тайне творения мира и человека, в ней – смысл Воплощения Божия. Мы все знаем, что преподобный Серафим Саровский, выйдя по благословению Божией Матери к людям после многолетнего затвора, приобщившись подвигом молитвы и покаяния полноте нашей веры, встречал всех приходящих к нему словами: «Радость моя, Христос воскресе!» А отец Иоанн (Крестьянкин) последние годы своей жизни, просыпаясь утром, как бы воскресая для нового, Богом дарованного дня, восклицал вместо обычного приветствия – «Христос воскресе!»
Церковь свидетельствует об этом без конца, не только в пасхальные дни. Воскресение Господне – ключ всей жизни и основание нашей веры. Без Его победы над смертью, говорит апостол Павел, проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. На Воскресении Христовом утверждается наше будущее воскресение. Пасха – торжество нашего искупления, самый великий праздник благодати Божией и радости. Само время для верующего человека исчисляется Пасхой. Каждый воскресный день Церковь называет малой Пасхой.
Вот почему Воскресение Христово – центральное событие нашей веры, проповедуемое с самого начала христианства. Значение этого чуда столь велико, что апостолы (и вслед за ними все христиане) именуются прежде всего свидетелями Воскресения Христова. И спустя двадцать веков Воскресение остаётся высшим доказательством Его Божества. Силой Своего Божественного естества Христос Прославленный даровал Своим ученикам видеть Его, чтобы они уверились, что это Он: они говорили с Ним, они видели Его, вкушающим пищу с ними по Его Воскресении, им дано было видеть следы от гвоздей и копия. Он «явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами» (Деян. 1, 3). Многие из них, в том числе первоверховные апостолы Петр и Павел, приняли смерть за свидетельство об этой истине, благодаря Бога за дар приобщиться Крестом Христовым вечной Пасхе. И смерть каждого подлинно верующего христианина по замыслу Божию должна стать пасхальной – переходом «от смерти к жизни и от земли к небесам».