Протоиерей Александр Шаргунов - Облако свидетелей

Архив: 

 

 

3 июня – Неделя Всех   святых

 

Сегодня день радости – Неделя Всех святых. Как прекрасно установила Церковь этот праздник – как продолжение Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа. Наше общение с Богом и друг с другом в Духе Святом и есть Церковь. Дух Святой породил это «облако свидетелей», которых мы называем святыми, потому что Церковь свидетельствует об их святости и зовёт нас идти вслед им. И эта радость наша – в действии благодати – на радость Богу и всем людям. Вся наша жизнь должна быть исполнена этой радостью Духа Святого. Нам, человекам, это невозможно, но всё возможно Богу, Духу Святому.

Так что же значит стать святым? Когда мы собираемся в храме каждое воскресенье на литургию, мы делаем это для того, чтобы стать святыми. Во время литургии обратим особенное внимание по крайней мере на три её великих момента, когда Господь даёт нам жизнь Духа Святого в Своём пречистом Теле и Крови. В самом начале литургии мы просим у Бога прощения и милости, воспевая на малом входе после заповедей блаженства: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Только Он может помиловать нас. Во время Евхаристического канона, прежде чем Дух Святой совершит преображение приношения хлеба и вина, и каждого из нас, мы снова поём: «Свят, Свят, Свят Господь… благословен Грядый во имя Господне». 

В этот час Господь Иисус Христос воистину грядёт к нам в силе Духа Святого. И наконец, прежде причастия Тела и Крови Христовых, когда священник поднимает Агнца Божия и возглашает: «Святая святым» (кто не свят, да не приступает, как говорит святой Кирилл Иерусалимский), – исполненные доверия ко Господу, мы поём: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». Вот что даётся нам за каждой литургией, чтобы мы могли поистине жить. Господь – освящение наше, Он освящает нас, делает нас причастниками Своей святости.

Как можем мы соответствовать этому дару? Для нас, грешников, речь идёт о постоянной устремлённости нашего сердца. Жить в святости нашего Бога не означает делать что-то необыкновенное, это означает решимость непоколебимо стоять в глубине той тайны, которая есть «с нами Бог», и Он всегда пребудет с нами – Отец, Сын и Святой Дух. Это стояние апостол Павел называет силой веры, надежды и любви. Многие из нас – те, кто вырос в верующих семьях, – знают об этих трёх добродетелях с детства, но всегда есть опасность, что наше знание останется теоретическим, если мы не будем стараться осуществить его в нашей жизни. Это постоянное устремление сердца, эта решимость, это стояние должно быть основано на смирении. «Блаженны нищие духом» – первая из заповедей Господних, которую мы слышим за литургией, когда священник, осеняя крестом открытые царские врата, говорит: «Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно, и во веки веков». Смирение – единственная добрая почва, на которой может приносить плод наша вера. Это видение себя такими, какими видит нас Господь, любящий нас и никогда не отвергающий нас. Смирение – это раскрытие нашего сердца Его милосердию, Его любви, абсолютно не заслуженной нами. В смирении – правда и истина, признание нашей греховности и узнавание любви Отчей к нам.

Если мы находимся в таком устроении, Христос соединяется с нами. Такого устроения Он ждёт от нас. Он не отворачивается от нашей убогости. Небесный Жених вступает в брак с бедной обезображенной невестой – нашей душой, даёт ей всю Свою красоту, всё Своё богатство. Кто смиренен, тот не может не быть в радости. Исповедуем, что мы не умеем любить, но Он любит нас и сообщает нам Свою любовь. Укоренённая в смирении вера в Того, Кто любит нас, обретает крепость. Эта крепость есть надежда, дерзновенное упование на Бога. Любовью Христовой уязвившись, теперь мы можем всецело довериться Ему. Никогда не следует искусственно возвышать себя, но пребывать в смирении, в правдивости сердца. Как только мы начинаем действовать с опорой на самих себя, мы перестаём быть правдивыми. Да, мы можем ходить, есть, спать, исполнять нашу работу, но что касается самого существенного в нашей жизни – любить той любовью, о которой говорит Христос, – мы не можем этого достигнуть. Мы продолжаем пребывать в смерти. Вот почему смысл и цель христианской жизни – стать чадами нашего Отца Небесного в Духе Святом. Нам всё время недостаёт полного доверия Ему. Когда есть это доверие, всё становится возможным, мы можем любить любовью Самого Бога. Потому что «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5, 5).

Быть святым, стать святым – значит любить такой любовью. Но эту устремлённость сердца, эту решимость мы должны обрести, её надо сильно возжелать. Мы не должны желать какого-то непостижимого идеала, но мы должны желать найти Того, Чья святость – любовь. Желать быть правдивыми, исполненными доверия путям Господним, и Духом Святым нам будет это дано. Будем молиться Духу Святому и причастному Ему этому облаку свидетелей, которые прошли впереди нас, чтобы нам было дано сердце безжалостно правдивое, радостно нищее, исполненное доверия благости Отчей. Чтобы Он научил нас любить, то есть молиться и причащаться святых Христовых Таин, приемля дар Его самоотдающей любви и обретая способность отдавать себя Богу и людям.

Протоиерей 
Александр Шаргунов