Александр Серебрич - К чему ведёт афера Порошенко

Архив: 

 

 

Создание на Украине «Единой поместной церкви» – это удар по России

 

На Украине власть совместно с раскольническими «церквями» активизировала попытки добиться создания так называемой Единой поместной церкви (ЕПЦ). Президент П. Порошенко направил Константинопольскому Патриарху Варфоломею обращение с просьбой о даровании автокефалии «украинской церкви». Петицию большинством голосов поддержал парламент и «епископат» раскольнических «Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ).

Подобные воззвания имели место в истории и ранее, например, в 2016 году. Однако до сегодняшнего дня сторонники автокефалии не получали из Стамбула ответов, дающих им повод для оптимизма. А вот в настоящей ситуации синод Константинопольского Патриархата отреагировал на обращение достаточно быстро. Его ответ, обнародованный 22 апреля 2018 года, сторонники украинской автокефалии восприняли с воодушевлением, предвкушая последствия получения заветного для них «Томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине».

О целях украинской стороны в создании ЕПЦ не имеет смысла особо распространяться. Властям нужна подконтрольная «церковь», которая бы выполняла функции идеологического рупора и полностью легитимизировала русофобскую политику Киева. Сам президент Порошенко стремится за счёт решения церковного вопроса поднять свой рейтинг в канун президентских выборов, а духовенство непризнанных «церквей» не оставляет попыток незаконно пополнить семейство канонических, автокефальных православных церквей. Роль проводника, по замыслу инициаторов ЕПЦ, отводится как раз Фанару. Среди епископата канонической Украинской Православной Церкви также есть лица, продвигающие идеи ЕПЦ и рассчитывающие занять в этой структуре руководящие должности. У всех крупных лоббистов ЕПЦ свои прагматические интересы, но всех их объединяют мотивы исключительно политического характера. ЕПЦ на данный момент является, по сути, примером ментального проекта «политического православия».

Что касается самого Константинопольского Патриархата, от решений которого зависит дальнейший ход развития ситуации, то не всё так однозначно. Вселенский Патриарх действительно систематически заявляет о своих правах на церковные приходы Украины и настаивает на своей прерогативе как «первого среди равных» на урегулирование проблем в межцерковных спорах. Последние десятилетия Патриарх Варфоломей лично либо через собственных представителей позволял себе грубо вмешиваться во внутренние дела Русской Православной Церкви на Украине и в Эстонии.

На руку сторонникам ЕПЦ играет также обострение отношений между Россией и странами Запада. Не случайно инициатива Порошенко совпала по времени с усилением санкционной «холодной» войны США в отношении России. Зависимое положение Фанара от США, где сосредоточена основная часть паствы Константинопольской Церкви и откуда идёт финансовая подпитка Вселенской кафедры, делает Патриарха Варфоломея инструментом, который Вашингтон способен задействовать в ходе противостояния с Россией.
Ещё одним бенефициаром от создания ЕПЦ на глобальном уровне является Ватикан. Украинская Грекокатолическая церковь (УГКЦ), которая находится в непосредственном подчинении у папы римского, активно поддерживает политику Порошенко по созданию ЕПЦ. Униатская церковь давно декларирует желание возглавить процесс создания поместной национальной церкви, что отражено в её официальных документах. Вариант создания ЕПЦ с дальнейшим включением в её руководящий состав грекокатоликов представляется вероятным, особенно с учётом того, что УГКЦ обладает крупным финансовым и политическим потенциалом (униаты широко представлены на всех уровнях власти Украины) и в наибольшей степени соответствует евроинтеграционным устремлениям Киева.

Римско-католическая церковь, которая стремительно теряет своих членов в странах ЕС, также заинтересована в том, чтобы распространить своё влияние на Восток. Хотелось бы ошибаться, но украинская власть, не особо вникающая в церковные каноны и догматику, будет только приветствовать подчинение религиозной жизни страны Римскому папе. Украинский епископат, который готов войти в состав ЕПЦ и для которого наивысшей ценностью является Украина, не сможет что-либо противопоставить окатоличиванию страны.

Вместе с УПЦ КП и УАПЦ признания от Вселенского Патриарха ожидает также раскольническая «Македонская православная церковь» (МПЦ), самостоятельно провозгласившая автокефалию. 11 апреля 2018 года, через два дня после того как Стамбул посетил Порошенко, аудиенцию на Фанаре имел президент Македонии Г. Иванов. Он пригласил Патриарха посетить Македонию и принять участие в торжествах, посвящённых 1000-летию возникновения Охридской архиепис-копии. Спустя неделю делегация МПЦ посетила «Киевский патриархат». Это наталкивает на мысль, что раскольнические структуры из разных регионов решили единым фронтом добиваться своего признания от Вселенского престола.

С одной стороны, международный контекст и сложная история церковных отношений Константинополя и Москвы располагают к тому, чтобы Фанар удовлетворил просьбу Порошенко. С другой – сохраняется вероятность того, что 78-летний греческий Патриарх Варфоломей не пойдёт на столь радикальные меры. На Фанаре отдают себе отчёт, что предоставление автокефалии «украинской церкви» с игнорированием позиции Московского Патриархата будет означать легитимацию существующего раскола и начало более масштабного разделения в мировом Православии.

В то же время греки, похоже, ведут двойную игру с целью повысить ставки и добиться максимальных преференций от всех заинтересованных сторон. Об этом свидетельствует решение греческого синода. Текст коммюнике пресс-службы Патриархата можно трактовать как в пользу раскольников, так и в пользу сохранения статус-кво. Англоязычный текст говорит о том, что синод принял решение обсудить перспективы предоставления автокефалии украинской церкви в ответ на обращение «от церковных и светских властей» Украины. В виду того, что обращения направляли только раскольнические «церкви», то признание их в тексте «церковными властями» дало повод раскольникам с оптимизмом ожидать итогового решения Фанара. Греческий же оригинал говорит о получении прошения от «части церковных и политических деятелей», тем самым понижая статус этих деятелей. Важно то, что речь идёт не просто о трудностях перевода, как об этом написал целый ряд СМИ, а о двух вариантах пресс-релиза, имеющих разную целевую аудиторию.

Второй нюанс состоит в том, что Константинопольский Патриархат принял решение провести консультации относительно «украинского вопроса» с остальными поместными церквями. В целом это положительный момент. Поскольку если бы в Стамбуле хотели решить вопрос в одностороннем порядке, то, вероятно, это бы уже сделали. В такой ситуации на поддержку предоставления автокефалии ЕПЦ могут пойти лишь несколько церквей. К примеру, такой шаг возможно ожидать от Румынского Патриархата. Теоретически Бухаресту на руку получение автокефалии на Украине. Поскольку это спровоцирует цепную реакцию и усилит сепаратистские тенденции в Белоруссии и соседней Молдове, на которую стремятся распространить влияние унионистски настроенные светские и церковные власти Румынии.

Вселенскому Патриархату стоило бы быть осторожнее со спекуляциями на проблемах автокефалии, поскольку он сам может наступить на эти грабли. Так, в Американской архиепископии Константинопольского Патриархата с каждым годом усиливают свои позиции силы, которые выступают за независимость архиепископии и её выход из-под влияния Константинопольской кафедры. Греки Штатов периодически озвучивают несогласие с необходимостью осуществлять регулярные финансовые отчисления на Фанар и согласовывать с ним кадровую политику архиепископии. Одним из последних звоночков, указывающих на наличие серьёзных проблем между архиепископией и метрополией, был инцидент, связанный с замещением вакантной кафедры Чикаго. Синод Патриархата в августе 2017 года аннулировал избрание митрополитом Чикаго епископа Севастиана (Скордаллоса), осуществлённое архиепископией, по сути, самостоятельно. В итоге управляющим Чикагской епархией был избран на синоде архимандрит Нафанаил (Симеонидис). Фанар крайне опасается усиления сепаратистских настроений в диаспоре и предпринимает все усилия для того, чтобы удержать контроль над архиепископией. Однако возможные дарования автокефалий раскольническим структурам на Украине и в Македонии могут существенно усилить центробежные процессы внутри Патриархата.

Дальнейшее развитие ситуации на Украине будет полностью зависеть от того, насколько самостоятельным будет принятие окончательного решения Патриархом Варфоломеем и членами синода. Возобладает ли у греческого Патриарха осознание ответственности за сохранение всеправославного единства, что приписывает себе Патриарх, или же приоритет будет отдан соображениям геополитической конъюнктуры и отстаиванию интересов внешних сил, настроенных враждебно не только по отношению к России, но и к Православию в целом.

Что вызывает опасения? Если Константинопольский синод всё же удовлетворит прошение Порошенко и ЕПЦ будет создана по сценарию, напоминающему эстонский (речь идёт об учреждении параллельной юрисдикции, как это было сделано в Эстонии в 1996 году), то немногочисленная часть автокефалистски настроенного духовенства и мирян из УПЦ сразу перейдут в состав ЕПЦ. Большинство же, которое решит сохранить каноническое единство с РПЦ, вероятно, будут силовым путём загонять в «Единую церковь». Заверения Порошенко о том, что переход в ЕПЦ будет осуществляться без принуждения, а государство обеспечит соблюдение принципа свободы совести, доверия не вызывают.

Если же в греческом Патриархате в очередной раз дипломатично откажут украинским просителям автокефалии, то власть Украины, которая сделала большие ставки на создание ЕПЦ, будет активно искать, или, точнее, назначать виновных. По большому счёту это будет означать начало нового, масштабного витка гонений на каноническую Церковь, что вполне может привести к развязыванию религиозных войн.

Андрей Александрович СЕРЕБРИЧ