Степан Карпенков - Формула спасения

Архив: 

 

Отечественное образование вследствие «инновационных» западных вихрей враждебных превратилось в смехотворное оказание сомнительных услуг, оплачиваемое из кармана родителей

Всякая экономика, не связанная с производством, как бы она ни называлась – цифровой, стабильной, растущей или ещё какой-то, представленной в розовом цвете, становится эфемерной и непременно рано или поздно разрушится подобно Вавилонской башне, построенной на зыбкой почве мнимых идеалов. Её не спасут ни информационные технологии, ни повсеместное внедрение компьютерной техники там, где она нужна, и там, где без неё вполне возможно обойтись. Дорогостоящая компьютерная и другая высокотехнологичная техника для школ, медицинских учреждений, министерств и ведомств покупается за рубежом. Безрассудно тратятся огромные финансовые ресурсы из кармана вовсе не богатых налогоплательщиков.

Во всех цивилизованных странах экономика зиждется на классической формуле: производство товаров – деньги – производство товаров. При такой экономике в любой стране товары не закупаются за рубежом, а производятся своими силами на своих предприятиях: таким образом решается проблема занятости населения.

Если же экономика сводится к другой формуле:деньги – товар – деньги,то деньги, а не производство товаров определяют общественные отношения. В такой денежной экономике, по своей сути разорительной и пагубной, преобладают товары зарубежного производства, обеспечивающего рабочие места не в своей стране, а в странах, поставляющих произведённый товар. При этом деньги для покупки таких товаров поступают из кармана налогоплательщиков и за счёт продажи природного сырья, например, нефти и природного газа. Запасы природных ресурсов весьма ограниченны, и при всё возрастающих темпах потребления их хватит всего лишь на несколько десятилетий. Об этом заявляют авторитетные учёные многих стран.

Страна, направляющая свои сырьевые ресурсы на запад, восток, юг и просто в никуда, попадает в полную зависимость от стран-производителей, где создаются рабочие места. Такая страна неизбежно становится сырьевым придатком развитых стран, где налажено промышленное производство своих высококачественных товаров. Можно каждый день с утра до позднего вечера вещать с высокой трибуны о росте отечественной экономики, о заметном росте промышленного производства. 

Реальный же рост виден каждому покупателю – все отечественные магазины, переименованные на западный лад в супермаркеты, переполнены товарами зарубежного производства, зачастую сомнительного качества, которые залёживаются и полностью не распродаются. На дорогах редко встречаются машины, легковые и грузовые, отечественного производства, хотя в развитие отечественной автомобильной промышленности вкладываются немалые ресурсы. Почти весь воздушный транспорт тоже зарубежного производства. Всё это косвенно свидетельствует о мнимом, а не реальном росте отечественной промышленности.

Не в лучшем положении оказалось и сельское хозяйство. Сообщается о высоких урожаях собранного зерна, а хранить его негде: не построены элеваторы – повсеместная безхозяйственность одержала верх. В магазинах продаётся низкокачественный хлеб, неизвестно из чего испечённый. Да и другие зарубежные продовольственные товары в красивой упаковке почти не содержат натуральных продуктов.

Отечественные сельхозпроизводители со своей экологически чистой продукцией не могут пробиться ни на рынок, ни в торговые сети. Везде и всюду они под разными предлогами встречают поворот от ворот, хотя их продукция пользуются большим спросом, чем зарубежная. Поэтому у фермеров пропадает всякая инициатива развивать своё хозяйство. 

Крохотные средства направляются на развитие сельскохозяйственных комплексов, требующих гораздо больших энергозатрат и финансовых вложений на единицу произведённой продукции, чем фермерские хозяйства. Такая нерациональная государственная стратегия ведёт к безработице в сельской местности. Деревни и сёла на российской земле по-прежнему сиротеют и умирают, а пахотные земли зарастают бурьяном. 

Высокоэффективное производство качественных товаров основывается на прочном фундаменте: образование – наука – технологии. Если такой фундамент разрушен либо не создан, то попытки наладить высокотехнологичное производство товаров окажутся тщетными. 

Потрачены астрономические суммы денег на создание инновационного центра «Сколково». Целесообразность таких трат весьма сомнительна, ведь подобные научные центры построены в ближайшем Подмосковье ещё во второй половине прошлого века, где проводились экспериментальные исследования на мировом уровне. Сейчас из-за недостаточного финансирования они находятся в плачевном состоянии, а оставшиеся там учёные оказались без современного оборудования и достойной зарплаты. Проходят годы, а поставить на ноги отечественную науку даже в отдельно взятом Сколково до сих пор не удалось – ощутимых научных результатов до сих пор нет.

Поспешно и без научного обоснования принято «инновационное» решение о расширении территории Москвы в юго-западном направлении. Такое решение без учёта розы ветров с экологической точки зрения ошибочно. Целесообразность расширения столицы весьма сомнительна и по другой причине – она и так задыхается в дорожных заторах, а огромная территория страны пустеет.

Везде и всюду строятся гигантские спортивные сооружения, которые оказываются невостребованными. 

Отечественное образование вследствие «инновационных» западных вихрей враждебных превратилось в смехо-творное оказание сомнительных услуг, оплачиваемое из кармана родителей. Перегруженные ненужными предметами школьные программы, завышенные требования к ученикам, не соответствующие их физиологическим возможностям, обязательное привязывание их к компьютеру и интернету, порождающее компьютероманию – всё это приводит к тому, что у школьников возникает отвращение к учёбе. К тому же они наблюдают, как их старшие братья и сёстры, прилежно учившиеся в средней и высшей школах, с дипломом в руках не могут найти работу, что также не настраивает их на прилежную учёбу.

Упал престиж классических специальностей естественно-научного и инженерно-технического профиля, ориентированных на производственную деятельность. Множество выпускников вузов с липовыми дипломами «менеджера», «экономиста», «юриста», «психолога» и других псевдоспециальностей пополняют многочисленные ряды безработных. Не составляют исключения и выпускники классических вузов, включая Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. 

Неконтролируемое открытие вузов, не способных обеспечить профессиональное образование, переход к болонской системе двухуровневого образования в вузах и бездумные школьные реформы – всё это привело к резкому падению качества отечественного образования. А без него нет пути ни к науке, ни к технологиям, ни к производству высококачественной продукции.

Учёные во многих чудом уцелевших академических и отраслевых институтах не могут проводить эксперименты из-за отсутствия современной научно-технической базы. По этой же причине не проводятся прикладные исследования, в недрах которых зарождаются наукоёмкие технологии. 

Многие стратегические ошибки управления на всех уровнях можно исправить, только восстановив государственность, при которой беззаконие и вопиющая коррупция, растлевающие все слои общества, останутся безвозвратно в прошлом, а правоохранительные органы будут защищать конституционные права граждан, и суды будут выносить решения по справедливости, а не по отмашке сверху. Люди же ума и совести, труда и благочестия, профессионалы высокой квалификации во всех сферах деятельности, будучи в почёте, выведут страну из рукотворного экономического кризиса.

Степан Харланович Карпенков,
профессор, лауреат Государственной премии 
и премий Правительства России