Алексей Малый - Боевые искусства и национальная идентичность

Архив: 

Российская школа искусства поединка и современные методики обучения по боевому самбо опираются на глубокие знания и систему подготовки кубанских пластунов (казачьих разведчиков), которую использовали при подготовке своих особых подразделений великие русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов.

Мы – русские, и потому победим!
Александр Васильевич Суворов

В эти технологии входят инструкции российской полиции по самозащите и аресту в царской России; опыт профессиональных разведчиков; система А.А. Харлампиева, а также обобщённый опыт наших разведчиков, закалённых в поединках с опытным и коварным противником на полях сражений Великой Отечественной войны, а позже опыт многочисленных спец-операций наших силовых структур и работы подразделений негосударственной сферы безопасности.

Мне повезло познакомиться с боевым самбо в далёком 1965 году в одной из воинских частей, дислоцированных в городе Крымске Краснодарского края. И с того времени меня не оставляет жажда познания российского искусства поединка, его постоянное сравнение с лучшими иностранными образцами воинской культуры и единоборств. 

Помню, что мой первый тренер, в прошлом фронтовой разведчик, прошедший всю Великую Отечественную войну, захвативший и приведший через линию фронта более 100 «языков», на первом занятии учил нас всему, что необходимо на войне. Все последующие годы занятий позволили мне и моим товарищам получить военную и универсальную подготовку, позволяющую успешно выступать на спортивных соревнованиях по борьбе самбо и дзюдо, вольной и классической борьбе, боксу, метанию гранаты, стрельбе, преодолению полосы препятствий и различным многоборьям.

Отвечая на вопрос надоедливого корреспондента одной из центральных газет распадавшегося СССР: «Что такое это ваше боевое самбо?» – заданный с явной издёвкой в голосе, – в 1989 году я сказал не подготовленную заранее фразу, а то, что в тот момент слетело с языка (истина момента): «Боевое самбо – это наше национальное богатство, один из активов нашего государства!»

Что я чувствовал и что я имел в виду, произнося эти слова? Конечно же, я инстинктивно хотел защитить свою страну и отстоять её честь.

Турнир «Победа», учреждённый в 1995 году, является самым массовым и самым масштабным спортивным мероприятием Федерации боевого самбо России. В 2017 году в нём приняли участие около 35 тысяч юношей и девушек из 22-х стран. 

Мы гордимся тем, что в течение многих лет почётным президентом ФБСР был русский генерал, Герой Советского Союза, знаменосец парада Победы 1945 года Валентин Иванович Варенников, внесший неоценимый вклад в развитие Федерации боевого самбо России.

В последние десятилетия мы видим множество щедро оплачиваемых спортивных турниров, посвящённых Героям России, Героям Советского Союза, а то и вышеупомянутым Александру Невскому и Александру Суворову, по видам спорта, не имеющим ничего общего с нашей русской историей, не внесшим вклада ни в одну из наших побед, а часто наоборот – представляющих противоборствующую сторону. Многие из этих иностранных видов единоборств не имеют никакого отношения ни к нашей земле, ни к именам наших великих русских героев. Чаще всего это бокс (Великобритания), сават (Франция), каратэ (Япония), тхэквондо (Корея), ушу (Китай), грепплинг (США), ММА (США) и др. Реально троянские кони!

Уверен: имена наших национальных героев могут использоваться для поддержки национальных видов спорта: городки, лапта, боевое самбо, борьба самбо, комплекс ГТО, рукопашный бой и другие. Ведь именно национальные уличные игры и забавы, наставления дедов и отцов, лучшие примеры служения Отечеству с детства готовят ребят к службе Родине и придают им вдохновение и силы совершать воинские подвиги. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «Хозяин России есть один лишь Русский, так есть и всегда должно быть». Чтобы так было в наши дни и в будущие годы, русские традиции необходимо культивировать и развивать на уровне федеральных и государственных программ при участии социально активного населения и общественных движений.

Глобализация в области культуры приводит к унификации национальных культур на основе западных образцов.

Несмотря на многолетние усилия Федерации боевого самбо России, сегодня большинство будущих защитников Отечества занимаются не у российских наставников в школах и клубах российского боевого самбо, а в навязанных россиянам в перестроечные годы школах иностранных боевых искусств, воспитывающих наших ребят по иноземным технологиям в духе чуждых нам традиций и культур. Возникает вопрос: защитников какой культуры готовят в иноземных школах единоборств?

Святая обязанность каждой нации – сохранить всё то лучшее, что у неё есть. Надеюсь, время пришло, и мы уже не будем в качестве статистов просто наблюдать и оценивать угрозы. Введение в школьную программу уроков борьбы самбо на уроках физкультуры – хороший пример перехода в наступление!

Алексей Алексеевич МАЛЫЙ,
президент Федерации боевого самбо России 
и Всемирной федерации боевого самбо (World Combat Sambo Federation – WCS)