Александр Бобров - Надежда русской «Берёзки»

Архив: 

 

 

3 июня 1908 года, 110 лет назад, родилась Надежда Сергеевна НАДЕЖДИНА 

 

С Пасхи до Первомая весь центр Москвы издалека был похож на Токио: полыхали розовым сакуры. Только они стояли не сакральные и ароматные, а искусственные, аляповатые, вызывающие негодование последних русских в столице. Но телеканалы снимали радостные лица москвичей и гостей столицы, фотографирующих друг друга на телефоны. Сам мэр Собянин, готовящийся к переизбранию, заявил, что «раньше москвичи все мрачные ходили», а теперь, при нём-то, улыбаются. Но москвичи всегда любили живые липы и берёзки. Последних – почти не осталось на городских улицах и даже в парках. А ведь это символ России, перешедший в название легендарного ансамбля.

Хочу напомнить, что в мае 1948 года на сцене театра московского сада «Эрмитаж» впервые на широкой публике 70 лет назад поплыл знаменитый хоровод «Берёзки».  Как впоследствии рассказывала руководитель коллектива, давным-давно в память ей врезалась старинная литография, на которой были изображены девушки в народных костюмах, с веточками берёз. Спустя годы этот образ был воплощён на сцене, и выступление имело грандиозный успех: вскоре Надежду Сергеевну Надеждину пригласили в Министерство культуры, предложили заняться созданием профессионального ансамбля. Название уже было готово – «Берёзка».

И вот на экраны канала «Россия 1» вышел фильм, спекулирующий на прославленном названии, – мёртвый, никакой, построенный по худшим сериальным шаблонам. Действие ленты охватывает трагический период перестройки, крушения державы и всей государственной культурной политики – с 1984 по 1991 год. У руководителей ансамбля как раз в момент распада Союза тоже всё стало разлаживаться, житейские метания и провалы преследуют и смазливых танцовщиц. Хотя сначала героине везло: худрук ансамбля Надежда Светлова (Лидия Вележева), причёской и чертами лица напоминающая Надеждину, понимает, что полы у неё моет настоящий самородок! Разглядеть её талант помогла костюмер Лариса (Нина Усатова), которая сразу проникается тёплым чувством к бойкой девчушке. Вроде бы и в ансамбле всё наладилось, а в коллективе, где некогда выступали только девушки, появились и мужчины, умело демонстрирующие свои таланты и достоинства. Одну из главных ролей в картине исполняет Мария Порошина. Ей это особенно близко, поскольку отец актрисы на протяжении десяти лет выступал в коллективе. Он-то знает, что ещё в 1959 году женский коллектив, изображавший девичьи мечты и ожидание женского счастья, пополнился танцорами-мужчинами по требованию руководительницы, которую критиковали за разрушение буколического образа. Переживания со сцены перелились и за кулисы. Ну, и в мыльном нескончаемом сериале – их с лихвой. Но как всё это вяло, неинтересно, предсказуемо, хоть и на фоне танцев. Тон задаёт песенная поделка «Далеко», которая оглушает банальностью слов и мелодии:
И без крыльев умеют летать…
Далеко.
Распускаются утром цветы,
И спешат исполняться мечты,
И до счастья рукою подать…

Эта красивость предваряет действие фильма о тех, кто жил искромётным фольк-лором, выразительной народной песней, образным словом. Мой давний друг и соавтор – недавно ушедший выдающийся музыкант Виктор Темнов – композитор, музыкант-виртуоз, народный артист России, работал с 1959 по 1989 год в хореографическом ансамбле «Берёзка» и под руководством самой Н.С. Надеждиной. Был баянистом-танцором, хормейстером, дирижёром, зав. музыкальной частью ансамбля. Автор знаменитых песен «Московская кадриль», «Кнопочки баянные», «Я деревенская» рассказывал на вечере памяти нашего общего старшего друга – самоцветного Виктора Бокова: «Виктор Фёдорович дружил с Надеждиной, очень много помогал ей во всём, на ходу сочинял для ансамбля. Балетные девчонки из ансамбля “Берёзка” не только танцевали, а ещё сами же и пели… Сегодня у нас эстрадные певицы уже не поют, просто не умеют петь, а балетные девчонки из ансамбля “Берёзка” пели всю жизнь, пока работали там (причём пели они не под фонограмму, а живьём)… У них было несколько номеров, где надо было в лёгких платьях из кринолина танцевать вальс берёзок и петь песни – так, чтобы их было слышно в микрофоны, которые отстояли от них далеко, когда девочки танцевали и пели:
В серебряном платье
Берёзка стоит…

Виктор Фёдорович писал тексты для них, которые должны были звучать на три голоса, чтобы было такое многоголосье и чтобы это было интонационно чисто. Например, он написал такие живые стихи:
Зимушка холодная, двинскАя,
Падают снежиночки, 
                  друг друга подгоняя…

Мой друг Саша Аверкин написал музыку к этому тексту»…

Боков, Аверкин, Темнов – хранители Русской песни, продолжатели её традиций, авторы полюбившихся народом шедевров! Где же их отзвук в фильме? Почему прямо не брать фрагменты, под которые и танцевала на сценах всего мира прославленная «Берёзка»? Нет, надо многозначительно накручивать в начале и по ходу какую-то смазь:
Собирает любовь волей случая
Половинки в единое целое,
Только пишется жизнь, как получится,
Многоточьями чёрным по белому…

Как получится?! Да прототип главной героини Надеждина – пример устремлённости, творческой воли, строительства собственной судьбы! Настоящая фамилия Надежды, рождённой в Вильно, – Бруштейн. Её мать была известной писательницей. Когда ещё школьницей дочь сказала Александре Яковлевне, что хочет танцевать, та приняла это известие без всякого энтузиазма. Но Надя настояла на своём, потому что с детства особенно удавались ей народные танцы. Ученица знаменитой Агриппины Вагановой, ещё не закончив балетную школу в Петрограде, уже получила предложение работать в Большом – на первом же экзаменационном показе, и в 1925 году стала самой молодой артисткой, принятой в труппу Большого театра. Во время войны работала в составе фронтовых бригад, была балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта, руководила балетным отделением Московской эстрады. После Победы ей предложили стать постановщиком танцев в народном хоре города Калинин (сегодня Тверь). Именно тогда, когда она моталась на работу из Москвы в Калинин, у неё было время обдумать заветную мечту – создать уникальный народный ансамбль. И она не ждала, когда мечта «сама исполнится», а упрямо воплощала её в жизнь. Ход хоровода по солнечному кругу, особый невидимый шаг, драматургия в лирических отношениях – всё это её находки. А что на экране? Нескончаемые склоки, сведения счётов да бытовые любовные метания с изменами и пьянками. Из творческих находок и железных примет – памятная водочная этикетка тех лет…

Народная артистка СССР Надежда Надеждина получила все мыслимые звания, награды и регалии. Но вдруг в появившейся по горячим следам от премьеры «мыла» статейке читаю: «В конце жизни Надеждиной много доставалось за “нерусское происхождение”, за еврейские корни. Звучали упрёки, что созданный ею ансамбль, мол, никак нельзя назвать русским – дескать, посмотрите на его основательницу, даже внешность которой далека от славянской». С чего это авторша взяла? Герой Социалистического труда Надеждина руководила без упрёков и трудностей «Берёзкой» больше тридцати лет, практически до последних дней своей жизни. Затем, в 1979 году, новым руководителем ансамбля стала её помощница, ведущая солистка «Берёзки» Мира Кольцова, настоящее имя которой Мириам Равичер. Она рассказывала:

– О том, что дедушка Надеждиной – Яков Выгодский – возглавлял еврейское ведомство в Литве и погиб в Виленском гетто, я узнала только после её смерти. Об этом мне сообщили в Израиле. Её мама, Александра Бруштейн, была потрясающей писательницей и просто чудесным человеком – я застала её, когда она, к сожалению, уже почти ослепла. В их доме не было принято акцентировать внимание на национальности. Знаю, что отец Надеждиной был врачом. Какое-то время они жили на Волге – это определило любовь Надежды Сергеевны к русскому народному танцу. Она была очарована хороводами, которые на природе водили девушки. Буквально заболела этим русским народным танцем. Надеждина носила фамилию одного из своих супругов. Вопрос национальности мы с Надеждиной никогда не обсуждали».

Коротко, внятно, достойно. Н.С. Надеждина, посвятившая всю жизнь духовному детищу, стала гордостью России, продолжением её родовой и художественной памяти. Где всё это в сценарии, в фильме, в глазах актёров? И это не просто художественный провал, который разозлил поэтессу Лидию Григорьеву: «Приболела, пришлось пялиться в телевизор. И вот... Какая фальшивая мерзость – финал пошлейшего сериала о якобы ансамбле "Берёзка"! За тридцать лет герои не только не состарились, но и не поумнели. И никакой истории знаменитого ансамбля... Простите, разозлилась...» Это – свидетельство того, что на ТВ загуб-лена сама национальная культура, подлинность её убита на корню: всё, мелькающее на экране, – от вступительной песенки до банальных сцен измены и репетиций в соблазнительных трико – могло происходить где угодно, где научились делать коммерческое кино и разводить домохозяек.

Ничего-то делатели пластмассовой «Берёзки» не смогли…

Но положение дел куда глубже и трагичней: под все эти многочисленные фанфары по поводу фестивалей, биеннале, выигранных тусовочных конкурсов окончательно добиваются народная культура и русская песня на ТВ. Ни одной фольклорной краски, ни единой русской мелодической краски. А ведь и на этом ромашковом поле проводятся конкурсы и смотры, готовятся песенные кадры. Даже лучшим из них ТВ упорно внушает: вы, служители народной песни, – никто, у вас не будет ни широкой аудитории, ни славы. 

Такого нет в эфире ни одной из хорошо знакомых мне стран. Чтобы в Венгрии или Германии не звучали народные песни, не транслировались фестивали с Балатона или из Баварии – нонсенс! А у нас запросто. Какие же тогда можно заводить разговоры о патриотизме как национальной идее, о суверенной демократии, о самобытности и собственной гордости России? Кремль, очнись! Включи величественную мелодию гениального Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой!»

Александр Александрович 
БОБРОВ