Ребёнок в православной школе

Архив: 


В этом году лауреатом театрального фестиваля «Сретение» среди воскресных школ и православных объединений стала театральная студия «Ступени» московской Свято-Петровской школы со спектаклем  Н.В. Гоголя «Мёртвые души». 

 

Год назад их спектакль «Барышня-крестьянка» тоже занял на этом фестивале первое место. В чём секрет такого успеха и можно ли использовать дополнительное образование как инструмент воспитания духовно-нравственной культуры молодёжи? Об этом мы поговорили с отцом Андреем Постернаком – директором гимназии.


– Отец Андрей, у вас необычная в простом обывательском понимании человека школа. Интересно услышать мнение не просто директора, а священнослужителя. Что такое духовность? Для меня это доброта, умение жалеть, помогать, радоваться чужой радости. Это так или что-то ещё?

– Духовность, конечно, связана с проявлением человеческих чувств, таких как сострадание, любовь. Это очевидно для людей разных религиозных конфессий и разных убеждений. Но с христианской точки зрения – это в первую очередь то, как человек ощущает себя в отношении Бога. Это и есть духовная жизнь. Когда человек старается жить по определённым принципам веры.

– А как можно воспитать в человеке все эти качества, когда вокруг столько соблазнов, удовольствий, растлевающих нравственность и здоровье?

– Это очень сложно. Такие вещи не делаются сразу, и начинать нужно с самого детства. Когда маленького ребёнка приводят в храм ещё младенцем, причащают, объясняют основные правила духовной жизни и как себя вести в обществе. А когда ребёнок вырастает, то он должен сделать самостоятельный осознанный выбор. Родители и учителя должны показывать пример, воспитывая планомерно, изо дня в день, не ломая душу ребёнка.

Православие не есть религия каких-то ограничений. Хотя, конечно, существуют определённые запреты, но если есть доверие между взрослыми и детьми, между священником и мирянами, то это доверие формирует и воспитывает ребёнка. Конечно, его нужно поощрять, помогать, способствовать его внутреннему развитию. К сожалению, ещё играет роль и определённая система наказания. Это не физическое насилие над ребёнком, а это умение ребёнка самому себя ограничивать во время поста – в развлечениях, в каких-то играх, желаниях. Умение воспитывать себя тоже является частью системы воспитания. Не нужно бояться наказаний, направленных на созидание, они не унижают человека, а помогают исправить свои ошибки. Значит, несут определённую пользу. Они и для взрослых важны, так почему мы не можем и для детей такую систему использовать?

– Сегодня молодёжь не может представить свой мир без интернета. Что такое интернет – неиссякаемый источник всевозможной информации, неформальное общение, где можно найти новых друзей, или «всемирная паутина» этакого спрута, ворующего наше время, семью, друзей, учёбу, работу?..

– Интернет – это некий инструмент, без которого невозможно работать и жить в современном мире. Надо приучать детей извлекать из него нечто полезное для себя, а не просто проводить время в соцсетях, игрушках, гаджетах, которые не имеют никакой практической пользы. У нас в школе существуют ограничения на пользование интернетом, но мы учим детей извлекать из него нужный и полезный для себя результат.

– На какой основе вы принимаете детей в свою гимназию? Здесь может учиться любой ребёнок или существует какой-то отбор?

– Делаем упор на детях конкретного прихода Николо-Кузнецкого храма, дружественных приходах, где мы знаем родителей, а они знакомы с нашими требованиями. Поэтому набора детей со стороны у нас практически нет. 

Любая школа работает на результат. По существу, вашей целью является то, что выпускник должен уходить в большую жизнь, имея те нравственные и духовные постулаты, которые будут ему помогать в жизни, чем бы он в дальнейшем ни занимался. Даже если он не свяжет свою профессиональную деятельность с Церковью. А не получится так, что за порогом гимназии, столкнувшись с «суровой правдой жизни», у ребёнка возникнет конфликт с современным обществом, и в результате разрушатся сложившиеся нравственно-этические нормы, которые вы в него так долго вкладывали?

– Они абсолютно не ограничены в своём выборе. В плане социализации у наших детей нет проблем. Они либо по-прежнему живут с православными ценностями, либо подстраиваются под современный мир.

Беседовала Лариса 
САЛЫГИНА