Александр Веригин - Путь к совершенству

Архив: 

 

 

...В Древней Руси монахов (чернецов) называли более привычным славянскому слуху словом «инок».

 

В недавно принятом «Положении о монастырях и монашествующих» говорится: «Прежде пострижения в монашество над послушником может быть совершено последование облачения в рясу, включающее в себя пострижение волос. Этот чин именуется “постригом в рясофор”».

В Древней Руси монахов (чернецов) называли более привычным славянскому слуху словом «инок». Но со временем значения слов разошлись. Слово «инок» в России стало означать подготовительную ступень монашества для тех, кто уже приготовился отречься от мира, но ещё не дал главные монашеские обеты. А словом «монах» именуется следующая ступень, постриг в малую схиму с принятием монашеских обетов.

Постриг в иночество предполагает, что кандидат успешно прошёл послушнический искус. На Валааме трёхлетний период считается минимальным для испытания намерения кандидатов. Но практика Валаамского монастыря показывает, что «стандартных» историй не бывает. К примеру, пятеро братьев, принимавших иноческий постриг сегодня, прошли послушнический искус от пяти до десяти лет.

Привычные в миру требования вроде послужного списка или привлекательного резюме здесь не имеют значения. Главное – духовное преуспеяние будущего монаха, совлечение ветхого человека.

Важно понимать, что постриги в иночество, малую или великую схиму не означают присвоение особого «почётного» статуса. Игумен Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий разъясняет: «Почитайте чин монашеского пострига: о чём говорит игумен кандидату? О том, что он теперь будет жить в покое и достатке, в душевном комфорте, все будут его любить, о нём заботиться? Нет, он говорит о другом. Что будет терпеть досады, укоризны, поношения, скорби. Монашество – это не путь комфортного общежития, где всем хорошо, всё устроено. Это путь добровольного мученичества. Уже на этапе послушничества человек должен это понимать. С другой стороны, игумен монастыря должен относиться к послушнику как к своему духовному чаду или брату».

Особое отношение к монахам, инокам со стороны мирян может быть только в том, что «монахи, тщательно исполняющие своё призвание, должны являться нравственными ориентирами для православных христиан и всех людей и стремиться к этому». Подробнее об этом пишет преподобный Исаак Сирин в «Словах подвижнических»: «Инок во всём своём облике и во всех делах своих должен быть назидательным образцом для всякого, кто его видит, чтобы, по причине многих его добродетелей, сияющих подобно лучам, и враги истины, смотря на него, даже нехотя сознавались, что у христиан есть твёрдая и непоколебимая надежда спасения, и отовсюду стекались к нему, как к действительному прибежищу, и чтобы оттого рог Церкви возвысился бы на врагов её».

Последование пострига в иночество предписывает игумену тщательно расспросить кандидата, добровольно ли он принимает такое решение? Готов ли нести ответственность? В ставропигиальных монастырях, священноигуменом которых является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, все готовящиеся к иноческому и монашескому постригу должны пройти ещё и собеседование с председателем Синодального отдела по монастырям и монашеству, архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом, который от лица Предстоятеля Русской Православной Церкви ещё раз проверяет готовность к принятию решения.

Так что первый постриг в иноки для будущего монаха – это первое по-настоящему ответственное решение. С этого момента инок обещает игумену обители оставаться здесь навсегда, до самой смерти. И в этом начинается уподобление будущего монаха Христу. Как Бог уничижил Себя Самого, приняв «образ раба», так свободный прежде человек становится «рабом монастыря». Причём делает он это добровольно, без принуждения или в силу обстоятельств.

В таком «добровольном рабстве» нет ни мрачной трагедии, ни унижения. С мирской точки зрения, человек не отказывается от гражданства, свободы личности, индивидуальности. Но эти социальные и «гуманистические» понятия теряют привлекательность для него. Отдавая себя Христу, инок вместо личного обретает всеобщее: «Монах тот, кто почитает себя сущим со всеми и в каждом видит себя самого» (преподобный Нил Синайский. «Слово о молитве»). Он взамен «индивидуальности» получает по слову Господа «совершенство».

«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 24–25).

О кресте также говорит игумен Валаамского монастыря владыка Панкратий: «Любая обитель, любой монастырь, любой монашеский путь – это путь креста, путь на Голгофу. Неважно, какие будут скорби, какого рода. Но Господь не оставляет, если ради Него терпит человек. Когда же претерпишь всё, “радуйся, – рече Господь, – мзда твоя многа на небеси” – так сказано в чине монашеского пострига. Но не только на Небе, здесь уже познаёт истинный монах благодать Божию, неизреченную радость близости Бога. Иначе и не стали бы иноки жить в монастырях и терпеть ради Христа многие искушения и скорби».

Александр ВЕРИГИН,
послушник