Максим Скороходов - Есть ли славянское братство?

Архив: 

 

  24 мая – День славянской письменности и культуры

 

 

У России есть две 
всемирно исторические задачи, 
это – Славянство и Православие
.
Фёдор Достоевский

Курс лекций «Введение в славянскую филологию» доцента кафедры журналистики Московского государственного института культуры, кандидата филологических наук, известного писателя и журналиста, члена редколлегии журнала «Русский Дом» Александра Александровича Боброва предназначен для студентов первого курса и рассматривает не только исторические и чисто филологические аспекты, но касается и идейно-творческих проблем современного славянского мира, литературно-нравственных процессов, протекающих в его последнем оплоте – России. Автор известной книги, выдержавшей не одно издание – «100 великих славян», особое внимание уделяет образам столпов и хранителей славянства, а также новым вызовам в условиях информационной войны, которая объявлена славянскому миру.

Сегодня всё явственнее проявляется губительность и неплодотворность глобализма как изжившей себя системы, возникшей в угасающем течении западной цивилизации, а особенно американизма как высшего её проявления. В этих обстоятельствах вот уже почти двадцать лет в славянских стра­нах во многих центрах ведутся работы по формированию нового цивилизационного течения, альтернативного глобализму. Увы, наши СМИ мало пишут об этом. Комплекс разнообразных проблем, рассматриваемых в рамках этой концепции, объединён общим названием – славянская цивилизация. Работу в этом направлении должна была бы возглавить Россия, но этого не произошло. И эта недальновидность уже принесла и ещё принесёт свои горькие плоды.

Вспомним, как во многих кинофильмах звучит обращение к своим на передовой, в руинах взятых городов: «Эй, славяне!». Такого ведь в Первую мировую даже не было, когда тот же Брусилов со своей польско-русской кровью наступал на территории древнеславянской Волыни. С созданием соцлагеря снова стали говорить о славянском братстве. Для тех гуманитарных вузов, где студенты глубоко не изучали славянскую филологию, с 1974 года начал внедряться курс «Введение в славянскую филологию», который теперь читается и в Московском государственном институте культуры на кафедре журналистики – на отделении литературного творчества и художественного перевода.

Студенты, воспитанные на современных реалиях и СМИ, порой даже не понимают его значения для филологического образования и гражданского становления. Конечно, существует немало учебников, но все они стремительно устаревают, потому как не отражают нынешнего состояния славянского мира, его трагедий и вызовов – от антирусского проекта «Украина» до бездарной гуманитарной политики на славянском направлении. 

В словаре Даля «филология» (греч. любословие) – наука или изучение древних, мёртвых языков... Так что курс «Основы и опоры славянского мира», скорее всего, строится по Далю – с любовью к слову и с изучением древних языков, даже с прикосновением к исчезнувшим языкам, но и с попыткой доказать, что даже праславянский язык – не умер, что «в истоках славянской реки сверкают алмазы санскрита», как писал путешественник и поэт Сергей Марков. Славянская река величава, но и стремительна, образы и события, отражающиеся в ней, подвижны и трудноуловимы. Сегодня берега этой реки порой захламлены и даже окровавлены, но она продолжает своё течение в океан человечества.
В своём пособии «Основы и опоры славянского мира» Александр Бобров цитирует тревожную статью, с которой два десятилетия назад выступил выдающийся писатель Валентин Распутин – «Что дальше, братья-славяне?». 

Вынесенный в заголовок публикации вопрос ставился «не для упрёков и предъявления счёта, а только для того, чтобы проследить, как это происходило, и прикинуть, пойдём ли куда-нибудь дальше». Сегодня всем уже ясно, что опасения Распутина и его единомышленников подтвердились со всей кровавой реальностью, а намечавшиеся тогда противоречия не сгладились, а, наоборот, усугубились по всем направлениям – от вступления болгарских и черногорских братушек в НАТО до прямой войны в Донбассе и поддержки неонацизма восточноевропейскими странами. Втуне пропадает главный вывод писателя: «Русский вопрос есть вопрос славянский, а славянский есть вопрос русский», поскольку «Создатель высеял нас единой горстью». Эта горсть разжалась, а там кровь и тридцать сребреников!

Но пока Россия стоит, и славяне существуют в этом трагическом и усложняющемся мире, надо снова обращаться к славянскому миру, утверждать его основы и вспоминать тех, кто созидал, укреплял и славил его, что и старается делать Бобров не только как преподаватель, но и как действующий публицист. Так, он вступает в полемику с Германом Садулаевым и другими, которые утверждают: «Внезапно стало ясно, что никакого славянского братства не существует. Его и не существовало никогда». Никогда? А как же войны за освобождение балканских славян, солдатское братство Великой Отечественной?

Идеологам польской политической сцены тоже казалось, что идеи панславизма на протяжении последних 25 лет капиталистического строя в стране окончательно разгромлены и никогда уже не будут нарушать спокойствия пропагандистов «европейскости». И вдруг 17 мая 2014 года группа интеллектуалов, несогласных с «обязательной» идейной линией, опубликовала «Открытое письмо к русскому народу и властям Российской Федерации» в поддержку как раз славянской солидарности. В нём авторы заверяют, что «большое число польских неправительственных организаций и тысячи простых поляков, лишённых голоса и доступа к СМИ, солидарны с властями Российской Федерации в предпринимаемых ими действиях – как в отношении Украины, так и в отношении Сирии и во многих других ситуациях». Поддержали мы этих поляков хотя бы в СМИ? Нисколько. Но Бобров снова напоминает о главном завете великого русского писателя Фёдора Достоевского: «У России есть две всемирно исторические задачи, это – Славянство и Православие».

Конечно, в пособии, построенном по общепринятой программе, говорится о прародине и праязыке славян, об их многовековой истории, возникновении письменности и литератур. Тут писательское чутьё преподавателя находит яркие филологические примеры. Но заканчивает он «Введение» таким пассажем: «В тех словах, в которых в русском языке имеется сочетание оро, оло (например, “дорогой”, “ворота”, “холодный”, “голова”), в польском языке будет сочетание ro, ło (“drogi”, “wrota”, “chłodny”, “głowa”), а в остальных славянских языках будет ra, la (“драгой”, “врата”, “хладный”, “глава”). Ну, ладно – глова и глава… А слово сердце тоже звучит почти одинаково – по-сербски: с»рце – сердце, по-польски: miłość w sercu – любовь в сердце, по-болгарски: откривам сърцето си – открывать своё сердце. А что останется в голове и сердце студента? – вот главный вопрос после всех этих лингвистических открытий!».

Решению этого главного вопроса и помогает чрезвычайно злободневное и важное пособие Александра Боброва «Основы и опоры славянского мира».

Максим Владимирович 
СКОРОХОДОВ,

ст. научный сотрудник отдела новейшей 
русской литературы и литературы русского 
зарубежья ИМЛИ им. Горького РАН