Игумен Кирилл (Сахаров) - На вопрос: «Есть ли старцы?» – он отвечал…

Архив: 

 

Я стараюсь вспомнить всё то, что связано в моей жизни с отцом Кириллом (Павловым).

 

 

Вспоминается великопостная встреча батюшки с семинаристами в начале 80-х годов. Отец Кирилл обратил тогда внимание студентов на недопустимость такого явления в их среде, как воровство, мелкое, конечно. Я по юношеской безшабашности иногда допускал такую вещь: зимой, когда нужно было срочно куда-то сбегать, в раздевалке хватал первую попавшуюся шапку. Вернувшись, не всегда точно возвращал её на место. Получается, что косвенно обличение отца Кирилла касалось и меня. На той встрече запомнился ещё такой, характерный для отца Кирилла ответ на вопрос одного из студентов: «Есть ли сейчас старцы?» Батюшка тогда ответил: «Есть старики, а насчёт старцев не знаю».

На Рождество и Пасху семинаристы приходили к батюшке с поздравлениями в его келью. Запомнились теплота и сердечность этих встреч. Опять же в Великом посту в правом боковом алтаре трапезного храма отец Кирилл принимал на исповедь. Небольшое алтарное пространство заполнялось до предела насельниками обители, приезжим духовенством и мирянами. Делая отпуст в конце общей исповеди, отец Кирилл непременно упоминал имена святых покровителей присутствующих. На всю жизнь запомнился полумрак в алтаре, неспешная беседа батюшки с каждым кающимся, песнопение «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче» хором под руководством архимандрита Матфея (Мормыля). После монашеских постригов в Академическом храме отец Кирилл всегда приходил в алтарь и читал молитву на снятие клобуков с новопостриженных.

В 1984 году в Даниловом монастыре меня постригли в рясофор, а на следующий год я был рукоположен в сан иеродиакона. На меня, уставщика-буквоеда, напали сомнения: а всё ли правильно было сделано согласно канонам, ведь я ещё не был пострижен в мантию? С этими сомнениями я поехал в Лавру. Прошёл в братский корпус, рванул к келье о. Кирилла и взволнованно постучал. Батюшка уже отдыхал. Усталый и благостный, без тени раздражения появился он в дверях. Успокоил, утешил. Представляю себя на его месте – это был бы разъярённый медведь, потревоженный в своей берлоге в зимнее время. 

Запомнилось чтение Библии в келье отца Кирилла, его мудрые комментарии и тихие беседы с собравшимися. Его приезд в Данилов монастырь вскоре после его открытия, посещение им нескольких московских храмов: везде общение с ним вдохновляло и окрыляло людей. 

Просматривая видеофильм об отце Кирилле, меня поразил рассказ одного лаврского насельника о том, как батюшка отреагировал на появление у его кельи одного брата, который, служа на приходе, влип в какую-то сомнительную в моральном плане историю. Ни тени осуждения, а только проявление покоряющей сердце любви. Запомнилась улыбка батюшки и его тёплая реакция, когда он узнал, что меня при постриге в мантию так же, как и его, назвали Кириллом.

Отец Кирилл с большой тревогой говорил об опасности глобализации. Совокупностью цитат из Писания он предупредил народ Божий о грядущих испытаниях. Никакие уговоры и давление не смогли сломить волю старца. Определённое значение, как неоднократно сообщали мне разные люди, он придавал стоянию нашей общины, отказавшейся принимать глобалистские номера на храм. Верю, что во многом по молитвам батюшки эта наша позиция сохраняется по сей день.

Здесь говорили, что большое количество людей приходило к старцу ежедневно. Как можно было расслабиться и полноценно отдохнуть, зная, что тебя ждут старые и больные, опаздывавшие на поезд, женщины в положении и многие, многие другие. Отец Кирилл и после смерти продолжает оставаться маяком и ориентиром, примером для подражания. Для духовенства – с какой мягкостью, вниманием и доброжелательностью нужно относиться к пасомым. Ведь самое трудное – это отношения с людьми. Ты говоришь: иди направо, а человек идёт налево, направляешь его к Марье, а он подходит к Дарье и т. п. – трудно иной раз удержаться от негодования. Поразительно, что в о. Кирилле совершенно не было раздражительности. Отсутствие всякой позы, подчёркивания своей значимости, исключительности, особенности, уникальности. Даже когда он находился в течение ряда лет на одре болезни, мы чувствовали, что он с нами, что он молится за нас, является удерживающим.

Таковым, по многим свидетельствам, он остаётся и после смерти.

Вечная память великому духовнику Земли Русской отцу Кириллу (Павлову)!

Игумен Кирилл (САХАРОВ)