На шестой Неделе Великого поста в православном календаре часто встречается не каждому понятное слово «ваия». Видишь нечто тонкое, длинное и гибкое. Так оно и есть – в древности ваиями назывались длинные, тонкие и гибкие ветви ивы. На Востоке существовал обычай встречать победителей, помахивая ими в знак приветствия. В Палестине это были ветви финиковой пальмы.
20 апреля – Вход Господень в Иерусалим
В канун еврейской пасхи Христос явился в Иерусалим как победитель. За день до этого, в субботу, он прибыл в Вифанию, посёлок, расположенный у подножия Елеонской горы, и там воскресил Своего ученика Лазаря. Слух об этом чуде лишь усилил торжественность, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса. Встречали как своего Царя и долгожданного Мессию. Слава о Его чудесах наполняла сердца евреев надеждой на то, что он избавит их от римского ига. Они не понимали, что Он несёт им освобождение от куда более тяжкого гнёта – от плена страстей человеческих. Они, собственно, и не желали такого освобождения. Вот почему, встречая и приветствуя Его столь пылко во время торжественного входа в Иерусалим, столь же пылко проклинали Спасителя, когда римляне осудили Его на распятие.
Евреи видели в Нём своего национального лидера, героя, подобного ветхозаветным еврейским победоносцам. И не видели, что Он несёт куда большую победу – торжество света над тенью, благодати над законом. Лишь с прошествием времени всё большему числу людей, сначала апостолам, затем христианам, распространившимся по всем концам земли, стал открываться смысл Христова торжества, смысл Его победы и того спасения, которое Он нёс им.
Но в сей цветоносный день жители Иерусалима встречали своего Царя, ещё не ведая, что скоро будут плевать на Него и кричать Пилату: «Распни!» Пожалуй, это был единственный день, в который Иисус испытал полное единение с еврейским народом, в коем по воле Отца Небесного Ему суждено было воплотиться.
Счастливый, радостный день!..
Ученики привели ему белого осла, на котором ещё никто не ездил, покрыли его своими одеждами и усадили Господа. Так Он въезжал в Иерусалим. Люди поукрывали путь Его цветами, срезали ветви пальм и устилали ими дорогу, а многие даже срывали с себя одежды и клали их под копыта белого ослика. И люди восклицали в непередаваемой радости: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Царь Израилев!».
Слово «осанна» означает по-еврейски буквально молитвенное заклинание «спаси же!». Перекочевав в европейские языки, оно затем причудливым образом вошло в наш обиход в виде слов «санитар» (тот, кто спасает с поля боя) и «санаторий» (место, где спасают от болезней и ран).
Лишь Сам Спаситель знал о том, что это будет единственный день Его славы на земле до Воскрешения. Знал, что поющие Ему осанну, вскоре отвергнут Его. И Он восплакал о них и о граде Иерусалиме, предрекая им многие скорби за то, что не хотят обратиться к Богу, а заботятся лишь о мирском. За то, что в Нём не видят Господа, а только победоносца земного.
Войдя в Иерусалим, Спаситель прежде всего направил стопы в главный храм, где вновь увидел торгашество и, возмутившись, стал, как и в первый год Своего учения, изгонять продавцов и покупателей: «Дом Мой есть дом молитвы, вы же превратили его в пещеру разбойников!».
Очистив храм от торгашеской скверны, Христос исцелил всех слепых и хромых, обратившихся к Нему с просьбой вылечить их. Видя сие, даже малые дети восклицали осанну Ему, а когда первосвященники и книжники вознегодовали на это, Христос припомнил им слова из Псалтири: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу».
Примечательно, что даже в день Своего торжества Иисус не остался ночевать в Иерусалиме, а отправился назад в Вифанию, где провёл предыдущую ночь. Там было любимое место гостевания Господа – в доме, где Его всегда ждали и радостно встречали Лазарь и его сёстры, Марфа и Мария. Здесь было бедно и просто, как и везде в Вифании, само название которой переводится: «жилище бедных». Христос не любил богатых дворцов, предпочитая проводить время в домах у бедных людей. «Где просто – там ангелов до ста!»
Можно вообразить, до чего Ему было хорошо там, в доме Лазаря, которого Он воскресил накануне, в окружении самых близких друзей и учеников! Ему приготовили ужин, Лазарь был рядом с Иисусом, Марфа прислуживала, а Мария, как сказано в Евангелии от Иоанна, «взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Господа, сказал: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?”.
Сказал же он это не потому, что заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: «Оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня – не всегда» (Ин. 12, 2#8).
Так окончился тот цветоносный день.
Церковь испокон веков празднует Вербное воскресенье. С древнейших времён соблюдался обычай для Патриархов и митрополитов совершать торжественный въезд на белом осляти, олицетворяющем непорочность. Вербным это воскресенье называется потому, что мы на Руси используем вместо ваий ветви вербы. Освящая веточки верб, мы видим в них знак грядущей победы над смертью и плотью, знак нашего грядущего воскресения из мёртвых.
А чтобы надежда на наше воскресение никогда не умирала, мы должны всегда помнить о том, ради чего Господь пришёл в мир. Не для того, чтобы благоустроить наши житейские дела и делишки, но ради того, чтобы, напротив, освободить нас от гнёта суетных дел, указать путь к спасению через укрепление веры в Бога.
Александр Юрьевич ЛУКИН