Протоиерей Александр Шаргунов - На всех языках человеческихи ангельских Христос Воскресе!

 

 

  8 апреля –Светлое Христово Воскресение. Пасха

 

В Пасху Господню на всех языках человеческих и ангельских звучит Евангелие от Иоанна, которое мы будем слышать в течение сорока дней, до отдания праздника Пасхи и до Пятидесятницы. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Единородный Сын Божий, Которым Бог говорил в последние дни, говорит сегодня с нами. Прежде чем мир не был, Слово было у Бога и Слово было Бог, Единосущное Отцу и Святому Духу.

«Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». От высшего Ангела до нижайшего червя ничто не было сотворено Богом Отцом без Бога Сына и Бога Духа Святого. И это – доказательство единственной истинности нашей веры. Творец и Основатель нашей Церкви есть Тот, Кто Творец и Основатель мира. И мы видим, как надёжно совершено дело нашего искупления и спасения. Тот, Кто из небытия в бытие нас привёл, «не отступил, вся творя, пока не возвел нас к полноте Своего вечного блаженства и Царство даровал нам будущее». Возрадуемся и возвеселимся!

«В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Вся жизнь – от Него. Свет разума и жизнь смысла. И свет Божественного Откровения. Свет пасхальной победы над грехом, над диаволом и над смертью. В этот день, который начинается ночью, «свет во тьме светит, и тьма не объяла его». И всё человечество, находящееся во тьме греха и смерти, до тех пор, пока есть в нём закон совести и стыда, тоже причастно, хотя бы в малой мере, Божию Слову.

И Церковь, подобно Иоанну Предтече, имя которого означает «благодать Божия», каждый из нас, как человек, посланный от Бога, свидетельствует о свете. Свет сам свидетельствует о себе. Свет Христов не нуждается в человеческом свидетельстве. Но тьма мира сего нуждается в нём. И мы, знающие о Воскресении Христовом, подобно стражам в ночи, возвещаем приближение утреннего света для тех, кто нарочно закрывает на него глаза. Мы тоже призваны свидетельствовать о свете, чтобы все уверовали через нас. Не в нас, но во Христа. Чтобы люди смотрели на нас, на нашу жизнь и приходили через нас ко Христу.

Пасха Христова показывает, какой должна быть наша жизнь ради Бога, ради других людей, ради собственного нашего спасения. Если они свидетельства человеческого не принимают, они станут скоро перед свидетельством Божиим, которое больше нашего. Смерть каждого человека победил Христос, и надо, чтобы все уверовали в Него. И никто не может быть исключён, кроме тех, кто сам исключает себя, вырываясь во тьму из объятий света. Ибо Христос – Свет истинный, просвещающий всякого человека, приходящего в мир. Он в мире был, Он в мир пришёл, оставив небесную славу, приобщившись нашей скорбной нищете, «и мир через Него начал быть, и мир Его не познал».

«И свои Его не приняли». Это о нас, о людях сказано. Мы свои Богу. И особенным образом свои – те, кто верует в Бога. Не только о ветхозаветном Израиле, но и о нас, христианах, эти слова. Неужели могут быть среди нас такие, кто как будто исповедуют Христа, внешне радуются со всеми Его Воскресению и всё-таки не принимают Его? Святые отцы говорят, что те, кто не хочет расстаться со своими грехами, противятся тому, чтобы Он царствовал над ними, не принимают Его. Те, кому открывается свет благодати Христовой, обещают сегодня стоять даже до смерти за заповедь Его. Примем образ Его благодати и запечатлеем в наших сердцах Его любовь как непоколебимый принцип жизни во всех наших отношениях друг с другом, во всех наших поступках.

«Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими». Эта власть принадлежит всем святым. Это неизреченный дар всем любящим Бога. Мы те, кто вновь родились сегодня, «не от крови, не от хотения плоти, но от Бога». То, что мы получили, – не от природы, не по самой величайшей человеческой щедрости. Он дал нам снова узнать, что «Слово стало плотью и обитает среди нас, полное благодати и истины», во всех наших обстоятельствах и переживаниях.

«Мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. И от полноты Его все мы приняли благодать на благодать». Так велики, так безценны сокровища Пасхи. Одно благословение следует за другим, одна радость сменяет другую, и мы ещё не можем вместить их все. Благодать Пасхи даётся нам, чтобы мы возрастали в благодати, восприняв её как талант, как десять талантов на весь год, на всю жизнь, на каждый день. И как воск воспринимает отпечаток того, что касается его, так мы изменяемся сегодня во образ Христов. «Закон дан через Моисея (и законом совести и стыда имеет надежду человек), благодать же и истина произошли через Иисуса Христа».

Благодать и истина нераздельны. Не может быть благодати без истины и не может быть истины без благодати. В Пасхе Христовой нам даётся откровение всех величайших истин, которые только можно постигнуть, и самая безмерная благодать. Христос – истинный Пасхальный Агнец, Которого мы вкушаем сегодня, и истинная манна, которой мы причащаемся.

Протоиерей 
Александр Шаргунов