25 апреля 1818 года, 200 лет назад, родился Фёдор Иванович Буслаев
Главный вопрос на каждом поворотном этапе существования государства: каково качество правящей элиты? Знает ли она суть России, понимает ли чаяния великого и многострадального народа? Кто воспитывает и просвещает её? Потому и всплывают с ностальгией имена профессора Куницына из Царскосельского лицея – уроженца скромного Кашина, который поставил краеугольный камень патриотизма и зажёг чистую лампаду в душе Пушкина и его друзей; воспитателя цесаревича поэта и мудреца Жуковского. В этом же ряду стоит и выдающийся учёный-педагог Фёдор Буслаев.
Замечательный русский языковед, фольклорист, историк искусства Фёдор Иванович Буслаев родился 13 (25) апреля 1818 года в уездном городишке Керенске Пензенской губернии в семье судебного чиновника. В 1833 году окончил пензенскую гимназию, где запомнил уроки самого Белинского, и поступил на словесное отделение философского факультета Московского университета. Это было непросто, да ещё, как сегодня сказали бы, на бюджетное место: «Для меня настоятельно необходимо было выдержать экзамен не для того, чтобы только поступить в университет, а чтобы обеспечить самое своё существование, т. е. быть принятым в число казённокоштных студентов... Не выдержи я экзамена, мне пришлось бы в Москве помереть с голоду, а о возвращении в Пензу нечего было и думать без копейки в кармане».
Нас сегодня удивляет не только необъятная широта исследовательских интересов Буслаева, но и монолитная цельность его творчества. О чём бы Буслаев ни писал, главной темой его творчества была жизнь великорусского племени, духовная жизнь русского народа, постижение его неисчерпаемых духовных богатств.
В своей программной речи в Московском университете «О народной поэзии в древнерусской литературе» Буслаев выразил стремление целого поколения: «…ясное и полное уразумение основных начал нашей народности есть едва ли не самый существенный вопрос и науки, и русской жизни».
Одновременно с историей языка Буслаев всегда занимался изучением русской народной поэзии и древнерусского искусства. Одним из внешних стимулов к этим занятиям послужило полученное Буслаевым в конце 1859 года от графа С.Т. Строганова приглашение прочесть наследнику престола Николаю Александровичу курс «Истории русской словесности, в том её значении, как она служит выражением духовных интересов народа».
Для высокой миссии Буслаев должен был переехать в Петербург, работая в то же время над составлением обширного сборника статей и монографий под общим заглавием «Исторические очерки русской народной словесности и искусства».
В это время в императорской семье произошла трагедия: 12 апреля 1865 года в Ницце наследник престола Николай Александрович умер от туберкулёзного менингита.
У нового наследника престола Александра Александровича после принесения 20 июня 1865 года присяги было множество обязанностей: император приглашал сына на доклады министров. Мало того, он был объявлен Атаманом всех казачьих войск, шефом многих полков. Свободного времени почти не оставалось. Тем не менее цесаревич основательно засел за учёбу: занимался русской историей с С.М. Соловьёвым, государственным правом – с К.П. Победоносцевым, лекции по филологии ему продолжал читать Ф.И. Буслаев. Что же удивляться после таких наставников, что Александр вырос в выдающегося государственника и патриота, который сознавал духовную силу России, её место в мире и укреплял мощь державы!
В последующие годы Буслаев совершил несколько заграничных путешествий – в Чехию, Германию, Италию, Францию, Швейцарию, где изучал историю искусства. Результатом этих поездок явилась статья «Общие понятия о русской иконописи» (1866) и другие работы по истории живописи, иконографии, миниатюры, орнамента. Мировую славу принесла Буслаеву книга «Русский лицевой апокалипсис», в которой учёный проследил связь между памятниками искусства, литературы и фольклора. Буслаев обнаружил также связь между памятниками искусства Византии, Западной Европы и Древней Руси.
В 1886 году он издал книгу «Мои досуги», в которую вошли статьи о произведениях Н. Карамзина, И. Крылова, М. Погодина и других писателей, а также работу о значении современного романа и его художественных задачах. Незадолго до смерти завершил мемуары «Мои воспоминания», которые, потеряв зрение, надиктовал. В этой книге Буслаев описал свои детские и студенческие годы, великих современников – Гоголя, Т. Грановского, П. Чаадаева, И. и П. Киреевских и других единоверцев на поле русской духовности.
Умер Буслаев в посёлке Люблино под Москвой 31 июля (12 августа) 1897 года.
В книге воспоминаний многие страницы посвящены Керенску и Пензе. В 1995 году администрация Пензенской классической гимназии № 1 учредила премию имени Ф.И. Буслаева в области гуманитарных наук гимназистам по итогам года. Это весьма достойная премия Хранителя и Наставника. «Литература призвана духовно руководить народом в его историческом пути, она духовно путеводительствует нации», – такой завет оставил Фёдор Буслаев. Но ведь и сам он является нашим духовным путеводителем.
Александр Александрович
МОСКАЛЁВ