25 апреля 1928 года, 90 лет назад, умер Пётр Николаевич ВРАНГЕЛЬ
В начале весны 1917 года генерал Пётр Николаевич Врангель, унаследовавший от предков дворянский титул барона, был совсем молодым офицером высшего командного состава. Как кадровый офицер, имевший богатый боевой опыт двух войн, Русско-японской и Первой мировой, Пётр Врангель, будущий Главнокомандующий Русской Армии и один из главных руководителей Белого движения, сразу же определив ошибочность первых действий Временного правительства, предвидел их трагические последствия.
По мнению Врангеля, после августа 1917 года Временное правительство демонстрировало полное безсилие, и стремительно нарастающий развал Армии уже нельзя было остановить. Поэтому трагические события октября 1917 года представлялись ему закономерным итогом восьми месяцев углубления революции. Он открыто заявлял: «В этом позоре было виновато не одно безвольное и бездарное правительство. Ответственность с ним разделяли и старшие военачальники, и весь русский народ. Великое слово “свобода” этот народ заменил произволом и полученную вольность превратил в буйство, грабёж и убийство...»
Однако трагические события на земле русской всё же произошли. Началась братоубийственная гражданская война, и Пётр Врангель, верный воинскому долгу и занимавший высшие командные посты, прилагал все усилия по освобождению страны от большевистского засилья. Он одерживал военные успехи – за удачно проведённую боевую операцию под Ставрополем в ноябре 1918 года Пётр Николаевич Врангель был произведён в генерал-лейтенанты и принял командование Кавказской добровольческой армией. Теперь бывшего блестящего конногвардейца отличала черкеска с орденом Святого Георгия, папаха и бурка. Именно таким он запечатлён на многочисленных фотографиях.
К весне 1919 года проявились первые разногласия генерала Петра Николаевича Врангеля со ставкой Главкома. В рапорте на имя Деникина он доказывал и обосновывал необходимость нанесения главного удара южной Армией на Царицын, после взятия которого можно было бы соединиться с наступавшей к Волге армией адмирала Александра Колчака. Такая операция позволила бы, по убеждению Врангеля, создать единый антибольшевистский фронт на юге России, а объединённые армейские подразделения могли бы с удвоенной силой ударить по «красной Москве». Но, по мнению Деникина, такие действия свидетельствовали о «честолюбивых планах» барона, стремившегося «выделиться» во время предстоящей операции.
Врангель, в свою очередь, осуждал план Деникина наступать на Москву, «дабы не делить лавры победы с Колчаком». Возникшие разногласия в высшем командном составе, конечно же, препятствовали объединению разрозненных вооружённых сил Русской Армии в борьбе против большевистского самовластья. В результате территория, контролируемая Русской Армией, сокращалась, для восстановления фронта и полного тылового обеспечения не хватало сил, да и не проявились в должной мере решительность и мужество главного командного состава.
Оказавшись во вражеском кольце, с целью спасения Русской Армии, Врангель принял решение об её эвакуации в Константинополь, которая состоялась в ноябре 1920 года. Такое решение было вполне обоснованным – сохранив армию, можно было надеяться на дальнейшую победу без массового кровопролития.
Под командованием Петра Врангеля покинули Родину более 100 тысяч человек, в надежде в скором будущем вернуться обратно, чтобы с новыми силами продолжить своё благородное дело по спасению России от большевистского засилья. Крым оказался во власти большевиков. Начались массовые аресты и расстрелы не только оставшихся солдат и офицеров Русской Армии, но и мирного населения. По оценкам многих историков, основанных на архивных материалах, с ноября 1920 по март 1921 года было расстреляно до 120 тысяч человек.
Отношение барона Врангеля к идее реставрации монархии выражена в его словах: «Царь должен явиться только тогда, когда с большевиками будет покончено... когда уляжется та кровавая борьба, которая предстоит при их свержении. Царь не только должен въехать в Москву на белом коне, на нём самом не должно быть крови гражданской войны – и он должен явиться символом примирения и высшей милости».
Главная цель жизни Петра Николаевича Врангеля заключалась в спасении Родины. Его девиз: «Родина – это всё!» Он говорил: «Идея служения Родине сама по себе так велика, диктуемые ею задачи так многообразны, что в ней, в этой всем понятной идее, надо искать то начало, которое должно объединить Армию, народ и все государственно мыслящие и любящие Родину элементы». Эта благородная идея служения Родине актуальна и жива по сей день.
В 1928 году в Брюсселе барон Пётр Николаевич Врангель, генерал-лейтенант и Главнокомандующий Русской Армии, скончался. «Боже, спаси Армию...» – таковы были его последние слова. Пётр Врангель до конца верил в победу: «С нами тот, кто сердцем русский, и с нами будет победа!»
Степан Харланович Карпенков