Пётр Петров - Христос говорит: «Радуйтесь!» – а мы ржём

Уж если где-то в Вологде происходит очередное веселье, собирающее толпы «продвинутой» молодёжи, то будьте уверены, без активного участия Женьки Краснова представить себе его нельзя. Всегда, так сказать, в первых рядах: либо организатор, либо ведущий, либо активнейший участник «экшена». 

Будь то всевозможные мероприятия КВН или юморины, какие-нибудь залихватские концерты, весёлые спортивные праздники, нестандартная «Масленица», выгодно отличающаяся от регламентированной и согласованной с властями, – это завсегда Женька Краснов. Главное – чтоб нестандартно, чтоб «с драйвом» и смехом. Что-что, а это обеспечивать он умел здорово. Известная, в общем, персона, почти что VIP. Не то чтобы very, но important так уж точно. И если где захочешь оторваться – креативно и нестандартно – то адрес знаешь. Смех, веселье, креатив и «драйв» гарантированы. 

Молодёжь чувствовала себя вполне отделённой от серой действительности с её угрюмыми стандартами и общей пошлостью бытия. Свой в доску парень, умение состряпать нужный стёб, хохму, прикол в подходящий момент – немного, правда, держал на расстоянии взгляд Женьки: вроде бы и ржёт вся честная компания над очередной шуткой, а глаза-то шутника, глядишь, не очень соответствуют общей развесёлой атмосфере. Уж больно часто задумчивость в них проскакивала. Даже иногда и грустные. Ничего, принимали это как данность, прощали, не замечали такую оплошность. А особо одарённые припоминали «Глазами клоуна» Бёлля, но времени на дальнейшие раздумья не тратили.

На днях выхожу из храма: на паперть поднимается мужик с бородой и в подряснике. Чуть не врезался в него: «Извини, – говорю, – мужик с бородой и в подряснике». А тот как набросится: «Э! У! Тыщу лет!» Вглядываюсь: глаза знакомые, борода с подрясником – ни разу: «Женька, ты что ли?» – «Э! У!» – это у него от холода, видать. У нас дом рядом с храмом, пошли с ним ко мне. Отогрелся. Сидит, печеньки поедает, с сыном шутит. «Женька, откуда борода, понятно. Подрясник чего надел? Как понять?» Если честно, я начал опасаться, что это очередной молодёжный стёб, на сей раз над Церковью, они нынче популярны, как в 20-30-е годы, говорят. Но видеть приятеля, откровенно издевающимся над святыней, было бы уж совсем тягостно. Поэтому ответ порадовал:
– Надо. В семинарии учусь. Так положено. Это если вкратце. Или ты хочешь полную версию услышать? 
– Отгадай.
И тут Евгений рассказал историю, благодаря которой он, во-первых, стал ближе к Церкви, во-вторых, дальше от КВН и прочего увеселения, в-третьих, объектом для шуток среди молодёжи. 

– В мои задачи, как ты знаешь, входил и отбор номеров команд КВН для игр сезона, т. е. обычная редактура. Сидишь в зале, команды показывают номера, а ты, опираясь на свой опыт и чувство юмора, предлагаешь кому-то правки, кому-то замены, кому-то вовсе убрать откровенное фуфло, чтобы не позориться. Чаще всего другие редакторы со мной соглашались: опыт и правда есть, главный редактор по праву. Так вот, на одном из просмотров вышла на сцену команда КВН и показала даже не попытку иронии, а что-то уж совсем пренебрежительно-мерзкое в адрес Церкви. Какая-то помесь откровенной пошлятины, набор расхожих штампов от «как бы продвинутых». Даже по меркам элементарной эстетики это было перебором, на языке молодёжи – откровенный зашквар. Меня тогда чуть ли не подбросило. Говорю команде: «Такое, парни, на сцену пускать нельзя, это стыдно». Те – огорчённо: «Да ну, мы думали нормально. Тема прикольная, про Церковь-то». Их и другие кавээнщики поддержали: «Нормально, нормально. Прокатит. Бей попов – спасай Россию», – похихикали. Я и сказал что-то вроде: «То, что мы за это гореть будем, видимо, вас не заботит. Но я тут что-либо редактировать отказываюсь». Потом добавил примерно такое: «Если мы в христианстве понимаем не больше пингвина в аэронавтике, чего мы туда суёмся? Оставьте Бога и Церковь в покое!» О, тут началось: и из ума я выжил, и ретроград я, и не в тренде, и не в теме. Короче, сдвинутый я реакционер-клерикал, противник свободы слова.


 
Кофе налей и дай ещё печеньку, а? 
– Не дам. Продолжай рассказ, тогда подумаю ещё.
– Не знаю, может, и не в теме я, но мне просто за здравый смысл обидно стало. Значит, если меня помоями обливают, это свобода слова, а если я вдруг протестую, то я – гад хуже некуда. Ладно, скандальчик замяли, расходились, хоть и недовольные друг другом, но всё-таки. А мне неспокойно на душе, и я, главное, пытаюсь понять: смех вроде бы полезен, столько лет ради него работал и жил, а тут, оказывается, он может быть очень даже вредным. Разный смех-то получается. 

Мне нравятся старые журналы. Сам видел: у меня на даче на чердаке подшивки периодики аж с конца XIX века есть, не говоря уж о более поздней. Лежишь летом: солнце светит, сеном пахнет, ветерок, а ты в историю вчитываешься – хорошо. А тут я натолкнулся на подшивку всяких «Безбожников» 30-х годов. Веришь, нет, а чувство после прочитанного было такое, будто тебя в какую-то слизь вонючую опустили и за волосы придерживают, чтоб не вылез – вот-те и ветерок с сеном и солнышком. Какие-то мерзкие, откровенно тупые карикатуры с пояснениями для идиотов и... с абсолютно теми же штампами и стереотипами, которые в ходу сегодня: жадные попы, бабки-амёбы, одни врут, другие хотят быть обманутыми, потому что так легче. Нормально мы историю выучили. Я отбросил эти журналы, сижу, вытираюсь, думаю: «Эти годы – ведь самый пик гонений. Ну не могут люди идти на смерть или в ссылку, чтобы сохранить богатство или своё влияние в обществе. Не пойдёт помирать человек ради вранья – что ж тогда столько народу добровольно на смерть пошли?» Снова взглянул на обложку – оттуда гаденькая карикатура мне в физиономию смотрит. Нет, разным бывает смех, очень разным. 

Стал вникать в христианство посерьёзней. Слово за слово, книга за книгой, беседа за беседой – решил учиться в семинарии. О священстве не думаю пока – думаю об отличии радости от тупого хохота. Второй год думаю. 

– Так в чём разница, по-твоему?
– Смотри: с одной стороны, в вечерней покаянной молитве человек просит прощения у Бога и за то, среди прочего, «аще без ума смеяхся». С другой, мы видим и слышим в Новом Завете настойчивый призыв Христа: «Радуйтесь». Смех, улыбка, юмор – это признак радости? На мой взгляд, да. Возьми того же пророка Давида – он от радости аж прыгал, наверняка же и смеялся тоже.

– Да и не он один: христианин без улыбки – унылое зрелище. Однажды моей жене, которая жутко улыбчивая, одна добрая тётенька сообщила: «Таких, как вы, в аду за языки подвешивают». А жена всего лишь пыталась утешить девушку, которая пришла в храм с каким-то своим горем – вот и рассказывала ка-кой-то весёлый случай.

– Это клиника уже. Но нужно, на мой взгляд, понять, что насмешка, кривая ухмылка, да и просто ржач на пустом месте – обратная сторона той же самой медали. Да, думаю, ты прав: добрая улыбка, весёлый смех – это очень христианские признаки. Признаки той самой радости, к которой настойчиво призывает нас Бог. А глумливый гогот – от него несёт преисподней. Я знаю, о чём говорю: я ж видел тогда глаза тех ребят, которые пытались «пошутить» со сцены. 

– Примеры доброго юмора ты можешь привести?

– Странно это от тебя слышать. Сам вспомни примеры из хорошей, качественной нашей литературы, того же Евгения Водолазкина и десятки других прекрасных авторов. Примеры из «Несвятых святых», я думаю, приводить не надо. Вспомни Честертона, Льюиса, да вообще добрые книги – они ведь все, мне кажется, пронизаны таким радостным, светлым смехом. Да, иногда со слезами на глазах, но радость всё равно сильнее.

– Знаешь, глядя на ту мощь, с которой ведётся агрессивная пропаганда гогота, пошлости, пустого смеха, начинаешь сомневаться: а способны ли мы сегодня увидеть разницу между добром и злом в смехе. Что делать?

– Всё сказано, что надо делать: «Идите и учите все народы...» Будет понимание добра и зла – будет и смех радостный, а не ржач надрывный. Я даже не говорю о воцерковлении – хотя бы о понимании истинных ценностей. И даже в этом, казалось бы, простом деле, «жатвы много, а делателей мало». Откуда современной молодёжи узнать о настоящей радости? В общем, теперь направляю свои творческие способности на передачу традиционных ценностей в современных форматах, близких и понятных молодёжи. Надеюсь, это и есть промысел Божий обо мне. Думаю, не зря же я столько времени делал форму с сомнительным содержанием. Теперь стараюсь настоящему, подлинному, я имею в виду, содержанию придать такие формы, которые присущи нашему времени.

– Слушай, а как бы ты отнёсся, если бы, предположим, свидетелями той мерзкой сценки, про которую ты рассказал, стали какие-нибудь «активисты»? Взяли бы биты, цепи и в лучших традициях любви пошли бы заушать и просвещать горе-шутников, освящая свои руки благочестивыми ударами?
– Попытался бы остановить и тех, и других. Потому что, повторяю, это две стороны одной медали, которая выдаётся ну никак не за христианские подвиги. Насилие неуместно над ближним, оно нужно в борьбе с собой, со своими страстями. 

– А с женой вы часто смеётесь?

– А куда нам деваться?! Без смеха в семье не очень уютно, а? Я ей однажды говорю: «У хорошего мужа и рябая жена красавица», так она меня чуть не поколотила – еле убежал. Потом выхожу осторожно, она так смотрит и выдаёт: «О, и в шапке дурак, и без шапки дурак». Перешучиваемся постоянно. В общем, мир у нас и благоденствие. Чего и вам желаю. 

Беседовал
Пётр Михайлович ПЕТРОВ