Мой отец был личностью неординарной. Имел два высших образования, 14 лет отслужил в армии, какое-то время гастролировал с сольными юмористическими концертами. До своей смерти, а умер он в возрасте почти 89 лет, был энергичным, работоспособным, обладал замечательным чувством юмора, хорошим музыкальным вкусом, сам водил машину и всегда был полон всевозможных планов.
Один из его недоброжелателей, сам того не понимая, сделал ему комплимент, написав о нём следующее: «Отец Трифон в преклонных годах, но с неуёмной энергией». Монахом и священником он стал в довольно позднем возрасте, примерно в 71 год. За год до принятия этого кардинального решения переехал на постоянное место жительства из Воронежской области в село Дивеево Нижегородской области. Село Дивеево является очень необычным. В нём находится огромный женский монастырь, в котором большую часть жизни прожил Серафим Саровский. Вид монастыря грандиозный. Даже атмосфера этого места кажется особенной и очень приятной. По словам Серафима Саровского, этот монастырь находится под особым попечением Богородицы. Практически сразу после переезда в Дивеево с моим отцом произошло событие, которое сильно изменило его жизнь. К нему в домик, где он жил, явилась Богородица. Через год после этого события он стал монахом и затем священником. Интересный момент в том, что Пресвятая Дева имеет множество образов. Когда она явилась, он не знал, что это за образ. Немного позднее он увидел его в храме на въезде в Арзамас со стороны Дивеева. Это была Одигитрия Смоленская, её ещё называют Путеводительницей. Зная своего отца достаточно хорошо и видя, насколько он был верующим, допустить, что он соврал насчёт явления ему Богородицы, не могу.
Что интересно, физически я был значительно сильнее его, но временами, когда со стороны смотрел на этого полностью седого в чёрной мантии старца, мне казалось, что передо мной не человек, а огромный, опалённый каким-то невидимым огнём жизненных испытаний старый орёл. Он излучал какую-то невероятную силу и энергию. В этот момент я чувствовал себя рядом с ним пигмеем, и мне вспоминалось следующее. Когда он ещё не был монахом, но уже жил в Дивееве, часто посещал Санаксарский монастырь, который находится на расстоянии примерно 70 км от Дивеева по направлению к Саранску. В этом монастыре жил в то время очень почитаемый и любимый у местного народа старец Иероним. Когда бы я ни приезжал в этот монастырь, то видел, что у его кельи всегда толпился народ. Все хотели поговорить, посоветоваться именно с ним. Говорили, что он имел дар прозорливости. И мой отец, как и многие другие люди, попросился к нему в духовные чада. И он взял его. Видимо, предсказывая моему отцу его дальнейший жизненный путь, он как-то сказал ему: «Люди переходят огненную реку вброд, а монахи перелетают как орлы». Под огненной рекой он подразумевал рубеж на пути в лучший мир, который каждый должен перейти после завершения жизни. И многие его не проходят, потому что, по словам Иисуса Христа: «Ничто нечистое не войдёт в Царство Небесное». А для монахов (и для монахинь, конечно же) это даже не является рубежом. Видимо, потому, что своим жизненным подвигом безкорыстного служения Богу и обществу они очищают свои души добела.
Владимир Николаевич ВАСИЛЬЦОВ