Алексей Живов - Русский Север: города и дороги

Архив: 

Две тысячи километров отечественных дорог удалось преодолеть за рождественские праздники. Московская, Тверская, Ярославская, Вологодская области позади. Часть дорог – дороги федерального значения, вторая часть – дороги регионального значения.

 

Есть несколько замечаний и наблюдений.

В Московской области дороги в массе своей ровные и благоустроенные. Но все с давно недостаточной пропускной способностью. Особенно это касается трассы Москва – Дмитров, Ярославль – Москва. Отчасти Вологда – Ярославль.

На всех этих участках уже позавчера должны были быть построены полноценные магистральные дороги с двумя рядами в каждую сторону и разделительным барьером.
Что касается дорог регионального значения, то они плохие. Неровное или вовсе разбитое дорожное покрытие. Плохо обустроенная обочина и т. д. Причём это касается как Тверской области, так и Вологодской.

От Великого Устюга до Вологды я насчитал на обратном пути порядка 45 ударов подвески до отбоя. От Вологды до Москвы не более 10.

В одном месте трасса на Архангельск в районе Тотьмы вообще стоит без асфальтового покрытия. Участок метров в 50-100 полностью разрушен. В других отремонтированные участки резко сменяются разбитой дорогой.

Особенно весело на этом фоне выглядят знаки «Неровная дорога», «15 км». Типа: ремонтировать не будем, но вот предупреждён, значит, вооружён.

На юг дороги в последние годы стали заметно лучше, но все тут же стали платными. На север нет пока ни платных хороших дорог, ни безплатных.

Во многих городах дороги также находятся в плохом состоянии или, как в Вологде, их не очищают ото льда, в результате дорога превращается в лунный ландшафт.
Совсем не проездных дорог я не встретил. Последний раз такая мне попадалась на соседней трассе в Мышкин. Там приходилось объезжать дорогу по обочине. Ехать можно, но риск потерять колесо, элемент подвески или попасть в аварию из-за плохой или недостаточной инфраструктуры сохраняется.

Отдельная история – это проклятый мост через железную дорогу в Ярославле, он как будто умышленно превращён в полосу сложных препятствий.

Теперь о дорожном питании. Здесь чем дальше на север, тем хуже. На заправках вам, конечно, предложат набор булочек и хот-догов, но в любой придорожный город заезжать за питанием нет смысла. Дай Бог, если попадётся столовая общепита с едой сомнительного качества. Ничего вроде семейных ресторанов с русской кухней, каких-то уютных туристических уголков или чего-то такого по дороге не попалось.

При этом за 2000 км ни разу не остановили сотрудники ГИБДД, не попалось ни одной серьёзной аварии, не встретился ни один неадекватный водитель. Все едут нормально. Правила соблюдают. Друг другу уступают.

Теперь что касается городов.

Путь на север – это путь прямиком в русскую историю. Каждый город здесь – это страница русской истории. Каждый город – жемчужина. До 1918 года весь Русский Север был очень зажиточным, густонаселённым и благоустроенным. Теперь всё чаще встречается мерзость запустения. Особенно это касается сёл и деревень. Городов в меньшей степени.

Та же Вологда визуально скорее понравилась. Большой и живой город, местами весьма уютный и ухоженный. Чего не скажешь о городах Тверской области. Тут всё плохо, грустно, суицидно. Везде лишь остатки былой дореволюционной роскоши этих мест. Только остовы былого величия.

В Устюге тоже местность контрастная. В одних местах уютно и свежо, в других грустно и страшно. И очень сильно бросается в глаза во всех городах совершеннейшая нелепость, бездарность, бездумность советской депрессивной жилой застройки. Все эти старые 5–9 этажные дома и новые 12–25-этажные монстры ужасны внутри и снаружи. На фоне широчайших просторов этих мест квартальная безликая высотная застройка выглядит неким коллективным безумием. Когда тебе подают тушёную говядину высшего сорта, а ты бежишь уминать «доширак» со вкусом курицы.

Ещё безумней всё это от того, что мечта почти каждого жителя такого дома/города – иметь дачу/загородный дом. И у многих они есть. И люди зачем-то живут на два дома. Складывают себя на время работы в человекохранилища, а немногое свободное время проводят в своих «резиденциях». Это безумие. Пора отказаться от этих ущербных советских стереотипов и жить в собственных домах, в малоэтажных уютных благоустроенных городах. Пора прекратить репродуцировать советский строительный рак.

Второй момент – это некое неуловимое общее настроение людей, живущих в частных домах в черте городов. Мне удалось побывать в разных таких домах. Многие внутри очень уютные, обустроенные, просторные. Так и должно быть. Но почти повсеместно совершенно игнорируется даже минимальная работа с фасадом. Даже самые простейшие элементы декора и единообразности отсутствуют начисто. Такая жилая застройка не передаёт никакого духа, не выражает никакого характера, ничего не может рассказать о самой себе. Всё безлично, заперто, зарешечено, зазаборено. Как будто за пределами дома/забора эдакий безвоздушный Марс.

Так не везде. Например, Переславль-Залесский за последние 7-10 лет в этом отношении просто расцвёл. Стал освещённым, благоустроенным, много новых красивых домов и гостиниц. Многие объекты подсвечены. Хочется повесить большой билборд на всю Россию «Будь как Переславль».

И самое главное – всё перечисленное нельзя сделать только по приказу, из-под палки. Многие такие изменения доступны снизу, через общину, городской совет, гражданское общество и т. д. Никто не подарит людям уютную среду для жизни, сделанную в их интересах, если они сами для себя не сформулируют её и не будут настоятельно и продолжительно требовать всеми доступными способами.

Алексей Алексеевич ЖИВОВ