25 февраля – Торжество Православия
Церковь не может быть иначе воспринимаема, как народ Божий, совершающий шествие через века и возвещающий о смерти и воскресении Господа. Церковь именуется странствующей, потому что народ Церкви среди всех испытаний и скорбей этой жизни – не без греха.
В этом смысле народ Божий Нового Завета – продолжение народа Ветхого Завета, примеры падения которого так ярко были представлены нам в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. Часто этот народ желает следовать путём Господним, но – увы! – часто оставляет этот путь. Он желает жизни святой и праведной в благодати Божией, но показывает себя грешным народом, навлекающим на себя гнев Божий. Люди мира сего часто замечают, что в реальной жизни Церковь весьма отличается от того, как описывают её проповедники и богословы. Богословие описывает жизнь святых, которая прежде всего глубоко сокровенна. А если смотреть только совне, это Церковь грешников. Мы часто напоминаем, что во время недавних ни с чем не сравнимых гонений наша Церковь прославилась не только великим сонмом святых, но и небывалым по массовости отступничеством от православной веры. А мы сами, регулярно ходящие в храм Божий и принимающие таинства, являемся ли мы подлинно православными?
О каком Торжестве Православия идёт речь? Наш ответ должен быть правдивым и совершенно искренним. Это не значит, что мы не имеем права на этой земле возвещать о Церкви славы, которая откроется в конце времён. Но когда мы говорим о Церкви в пути, мы должны всегда исходить из богословия Креста.
Что это значит? Мы исповедуем веру во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Но эта святость не есть совершенная святость Бога, о Котором мы поём: «Един Свят, един Господь Иисус Христос». Святость Церкви постоянно подвергается опасности искушений. Только Христу – не Церкви – в полноте принадлежит она.
Церковь всегда нуждается в милосердии Божием, в Его благодати, в прощении грехов. Она есть общение святых по воле Христа и по дару Христа. Но в этой ситуации странствования зло человеческое делает Церковь общением грешников и значит – общением кающихся. Вот почему только дар Божественной благодати может устранить грехи, совершаемые в святой Божией Церкви. Место сражения между благодатью и грехом – сердце человека. Первая седмица Великого поста с её Покаянным каноном – битва, начало одной из важнейших битв, которые мы ведём на войне между Богом и диаволом. Святость, свойственная Церкви, требует от неё, чтобы она всегда была Церковью кающейся и смиренно умоляющей Бога о прощении своих грехов.
Великий пост – наше возвращение в рай, к жизни избыточествующей нашего Отца Сыном в Духе Святом. И потому в первое воскресенье Великого поста мы совершаем службу Торжества Православия, праздник святых икон, то есть всех тех, кто сияет от одной иконы, которая есть Христос. Мы созданы по образу, по иконе нашего Бога и призваны стать по Его подобию. Это не одно и то же. Мы всегда – по образу Его, но мы ещё не по подобию Его. Вот почему Возлюбленный Сын Божий, Тот, Кто превечно – великолепие Отца, Его икона, стал человеком, воспринял наш образ и облёкся в него, в такой, каким он является – помрачённый грехом, да, но всегда образ Божий, – чтобы восстановить его и дать от него подобие. Если мы на самом деле хотим быть христианами, причастными Торжеству Православия, мы должны знать, что только Дух Святой может дать нам это Божественное подобие. Иконы, которые мы видим в храме, не изображают Бога. Это невозможно. И они не изображают человека – такого, каким мы являемся. Иконы представляют Христа, то есть Бога, ставшего человеком, чтобы человек мог стать богом. И в этом весь смысл нашего Великого поста, нашего Торжества Православия, нашей Пасхи – в восстановлении образа, которым мы являемся, в нашем преображении. Мы – живые иконы. Быть по образу нашего Бога означает призвание быть по Его подобию.
Продолжим наш путь Великого поста к Страстной седмице, когда Церковь явит нам Христа, не имеющего ни вида, ни добрóты, хотя Он Царь славы, и Его любовь даёт нам жизнь. Он неузнаваем. Он на самом деле принял образ, которым мы являемся. Мы, христиане, – невероятные существа, но как мы неузнаваемы! Распятый Христос открывает нам нашу тайну, Свою тайну. Оттого что нет у нас общения с Богом, всё кончается смертью. Но в день нашего отпевания Церковь воспоёт от нашего имени: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». И наше величайшее поражение может стать нашей величайшей победой, торжеством Православия.
Потому, даже если мы уже сподобились вкусить в начале Поста, «яко благ Господь», будем восходить покаянием от силы в силу. За каждой всенощной умолять Господа о главном даре, необходимом для нас: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Торжество Православия возможно, потому что вся сила Церкви, живущей благодатью и истиной, заключена в проповеди, с которой начинается её существование и которая завершает всё: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» – Пасха Господня.
Протоиерей
Александр Шаргунов