Мы являемся свидетелями масштабного кризиса глобальных общемировых структур. Вот и ООН (эта «священная корова» международного права) 20 декабря приняла подготовленную Украиной резолюцию по Крыму. Резолюцию просто смехотворную, а прямо сказать, и постыдную.
Говорю это со всей ответственностью, как крымчанин, знающий о жизни на полуострове не понаслышке. Позорной же эту резолюцию надо назвать именно потому, что в паре сотен километров от Крыма каждый день продолжают страдать и гибнуть ни в чём не повинные люди, и эти явные и вопиющие беззакония у «справедливейшей и чуткой» ООН не вызывают ни возмущения, ни протеста. Ну что тут мудрить. Понятно, что и ООН уже во многом «переформатировали» те, кто платят и, соответственно, заказывают музыку в этом грандиозном оркестре «международного консенсуса». За резолюцию проголосовали 70 стран, против – 26, и это тот самый случай, когда и большинство может быть не только не право, но и прямо преступно. Так было и в Иерусалиме, когда настроенное соответствующими «заказчиками» большинство кричало: «Распни Его, кровь Его на нас и на наших детях!» Докричались, что тут ещё сказать… Неужели мало ещё уроков истории, неужели всё ещё хочется кому-то идти против рожна?!
Суть нынешнего кризиса заключается в утрате ясных и чётких критериев оценки правды и лжи, добра и зла. Критериями больше не являются те самые «общечеловеческие ценности», которые на самом деле есть не что иное, как ценности христианские. Их место постепенно, но неуклонно занимают ценности «золотого миллиарда», и суть нынешнего кризиса заключается именно в том, что эти ценности никак не удаётся окончательно и победно навязать всему миру вместо «устаревших» ценностей христианства. И все, кто «упорствуют» в своей верности Правде, подвергаются давлению, гонениям и остракизму. Но удивляться тут совершенно нечему. Это прямо соответствует словам Христа: «Если гнали Меня, то будут гнать и вас…», но у этих слов есть и замечательное продолжение: «Если Меня слушали, то будут слушать и вас». Вот в чём причина ужаса перед словом правды, исходящим от России, – в том, что оно ожидаемо, желаемо многими и готово пасть в благодатную почву и принести благословенный и обильный плод.
Нам надо перестать постоянно оглядываться и «сверять часы» с мнением некоторых международных структур, которые во многом утратили свою действительную силу и значение. Настало время нам смело и ответственно выработать собственное мнение и свою позицию по многим принципиальным и важнейшим вопросам. Таким, например, как молодёжная политика.
Я понимаю, что тема отстранения нашей сборной от участия в Олимпийских играх изрядно всем поднадоела, и всё-таки это событие непроходное по своим причинам и последствиям, так что остановимся на нём подробнее. Итак, нашу сборную отстранили от участия в Олимпийских играх. Досадное событие, но попробуем взглянуть на него с точки зрения православной веры. Что такое, по сути, Олимпийское движение? Это не что иное, как часть мощного процесса, начало которому было положено ещё в эпоху западного Возрождения и в основании которого лежит ложная идея о гармоничном существовании человека в языческом эллинском мире. Мы говорим, что увлечение идеями Ренессанса и следующих за ним культурных эпох постепенно и последовательно уводило человека от христианства, лишало его подлинной духовной силы и ясного осознания своего призвания в служении Богу и ближнему. Возрождение традиции древних Олимпийских игр бароном Пьером де Кубертеном хоть и мыслилось в светском русле и ставило перед собой задачу популяризации идеи «мирного соперничества» в противовес военному противостоянию, но всё равно было духовно связано с язычеством, с областью «свободного» действия человеческих страстей, которые, по мнению святых отцов, и есть бесы. И действительно, мы видим, что за сто лет благие намерения «заместить» военное противостояние спортивным состязанием, во-первых, ничуть не помогли человечеству избежать двух страшных кровопролитных войн, а во-вторых, само движение выродилось в сложную бюрократическую систему, основанную на противостоянии политических, коммерческих, социальных и спортивных интересов, страстей и амбиций. Ристалище честолюбий, где достижение победы и высшего результата в спорте служит во многом лишь средством горделивого самоутверждения – как для отдельных людей, так и для человеческих групп и сообществ. Словом, мало что доброго мы находим в современных Олимпийских играх, да и в древних играх с точки зрения православной веры едва ли что было доброго в подлинном смысле этого слова.
Но вот что интересно – одним из основателей современного Олимпийского движения, наряду с бароном Пьером де Кубертеном был наш соотечественник – генерал Алексей Дмитриевич Бутовский. И в его понимании главной задачей возрождения Олимпийских игр была идея гармоничного духовно-физического воспитания и образования подрастающего поколения. Чувствуете разницу акцентов: соперничество и самоутверждение любой ценой, достижение победы и наивысшего результата в спорте – с одной стороны, и здоровое в духовно-нравственном и физическом отношении воспитание и образование подрастающего поколения – с другой. По сути, это две совершенно разные задачи, и, как мы видим, Олимпийское движение пошло по первому пути и можно уже сказать, что зашло в тупик и оказалось в глубочайшем кризисе. Но второе направление, а мы ещё добавим – на основании православной веры, в силу известных обстоятельств и переворотов на Руси – не только не развивалось, но осталось как бы в зачаточном состоянии. Мы не знаем, насколько глубоко и осознанно Алексей Дмитриевич Бутовский исповедовал православную веру, но можно предположить, что и он отчасти находился под влиянием утопических идей «высокого Возрождения». Иначе зачем для осуществления замыслов по созданию стройной системы духовно-нравственного и физического воспитания потребовалось обращение к древним языческим мистериям и обрядам. Но в любом случае, что мешает нам сейчас на принципиально ином основании – на твёрдом фундаменте православной веры и культуры начать развивать своё движение духовно-нравственного и физического воспитания и образования молодёжи. И если мы можем говорить о всемирном значении этой идеи, то в данный момент было бы разумно и логично начать с России, используя факт отстранения нашей сборной как добрый знак и сигнал к началу этой принципиальной и важной работы. Возможно, действительно уместно даже говорить не об играх, а о движении, о созидании доброй жизни на началах православной веры.
Не знаю, случайно или нет, но буквально на следующий день после отстранения нашей сборной от Олимпийских игр в Москве прошёл масштабный молодёжный форум добровольцев и волонтёров. Присутствовал на нём и приветствовал участников и наш Президент, что подчёркивает особую важность этого события в государственном масштабе. И если говорить о причинах этой важности, то это как раз и есть создание альтернативы «виртуальной» жизни, создание и развитие молодёжного движения, в основе которого лежит идея деятельного служения, заповедь о сострадании и любви к человеку. Но вот о чём здесь надо сказать. Без исполнения первой заповеди: о любви к Богу, исполнение второй – невозможно и непременно выродится в то ужасное человекоугодие, в котором всё более увязает западный мир. Без Бога мы не сможем построить ничего доброго, это надо нам ясно понять и признать.
Господь даёт разумение, волю и силы для осуществления Божественной правды только тем, кто сознательно и настойчиво ищет Его. Как и говорится в Священном Писании: «Взыщите Бога и жива будет душа Ваша» (Пс. 68, 33). Не то чтобы параллельно или даже в совокупности с нашей просветительской, образовательной и воспитательной деятельностью, а именно что во главе её должна стоять живая православная вера и деятельная жизнь в согласии с ней. Если говорить просто – именно православная вера есть локомотив нашего общего движения в единственно верном направлении воспитания молодёжи. А общее наше движение – это движение в вечность, где земная жизнь полагает её начало и задаёт направление. И весь вопрос только в том, в какую вечность мы устремлены. Наша вожделенная цель – это Боговселение, обретение Небесного Отечества, единства с Богом в любви. И именно эта цель поможет нам правильно организовать нашу земную жизнь в личном, общественном и государственном измерении. Только эта цель поможет нам правильно воспитывать наших детей и вместе с ними совершать трудный, но добрый путь восхождения к Богу.
И наша задача, условно говоря, не «стаскивать небо на землю», стараясь как-то приспособить истины христианства к современной жизни молодёжи, а помочь ей через трезвое и покаянное осмысление собственной жизни и очищение преобразиться и возвыситься до деятельного познания евангельских истин. И если мы говорим о главном уроке, который мы можем и должны преподать нашим детям – это урок «веры, действующей любовью». И этот урок, этот путь мы, взрослые, должны проходить вместе с нашими детьми не как надменные менторы, но как чада Божии, сами нуждающиеся в трезвении, покаянии и преображении жизни.
Священник
Димитрий ШИШКИН
Республика Крым